Опубликовано: 24.01.2025 08:09 |
Продолжаем серию публикаций об истории появления в Миассе парка автозаводцев. Начало - в материале "Дождь заглушал и голоса артистов, и музыку".
За два года в клубе "УралЗиС" сменилось семь директоров: Самоквасов, Ланин, Багаев, Шадурский и другие. В 1948 году был назначен восьмой - Пётр Семёнович Крам, которому поручили продолжать и расширять организацию клубной работы, а позже заняться достройкой Дворца культуры автомобилестроителей и созданием его коллектива. Судьба Петра Семёновича, первым в городе в 1967 году получившим звание заслуженного работника культуры РСФСР, настолько интересна, что хочется рассказать об этом человеке поподробнее.
Родился Крам в Луцке Волынской области. Рос эмоциональным, любознательным, был развит не по годам. И ещё ему необыкновенно повезло с родственниками. Четверо двоюродных братьев, после окончания консерватории, создали свой ансамбль и репетировали в родительском доме, где за ними внимательно наблюдал маленький Петя, впитывая первые уроки музыкальной грамоты.
Дядя Петра был театральным парикмахером. Любознательный племянник являлся в театр каждый вечер, смотрел все спектакли, был "своим человеком" и в гримёрке, и за кулисами, научился разбираться во всех тонкостях драматического и гримерного искусства. При этом исправно посещал гимназию, свободно изъяснялся на шести языках (идиш, иврит, немецкий, польский, русский, украинский).
Другого образования, кроме гимназического, получить не удалось.
В 1939 году Пётр Крам - кадровый солдат 8-го польского полка легионеров, расквартированного в Люблине. Приход советских войск определил дальнейшую судьбу юноши. Он становится гражданином СССР, возвращается в родной город.
Война заставила Петра встать в ряды защитников Отечества. С тяжёлыми боями, неся большие потери, их часть отступала, пока не услышала от командования: "Доверия вам нет, отправляйтесь в тыл!" И отправили бойцов на Южный Урал, где в составе 738 строительного батальона довелось им возводить челябинский "Сельмаш".
В начале 1944 года, начальство, оценившее по достоинству организаторские способности Крама, дало ему задание: "Скоро приедет командование. Готовьте самодеятельность!". Пётр отыскал среди стройбатовцев скрипача, гитариста, ударника, чтеца; на выделенные ему 35 тысяч рублей закупил музыкальные инструменты - и начал готовить первую концертную программу.
И вот приехало командование. Батальон собрали в только что отстроенном при заводе "Сельмаш" клубе. Политрук трясся от страха за кулисами: вдруг ничего не получится?.. В этот момент кларнет и труба заиграли "Легко на сердце от песни веселой", к ним присоединились другие инструменты, один за другим пошли концертные номера, вызывавшие бурю аплодисментов. И с этого момента каждое воскресенье в клубе солдаты могли смотреть всё новые и новые концертные программы.
Когда же Краму удалось наладить связи с Челябинским драмтеатром, артисты стали еженедельно выступать в клубе - и были чрезвычайно довольны тем, что после выступления их, оголодавших служителей Мельпомены, вели в столовую и выставляли на стол хлеб с маслом и… водку.
После Победы бойцы стройбатальона разъехались по домам, а Петру Семёновичу ехать было некуда: вся его родня погибла. В отделе кадров ему посоветовали попытать счастья в Миассе - там требовался директор клуба строителей. И поехал Крам в Миасс…
Клуб строителей оказался обычным бараком (с залом на 300 мест) на пересечении улиц Романенко и Орловской. В здании клуба директора-новичка встретила одна-единственная участница самодеятельности Катя Гончарова. Крам начал с того, что восстановил прежние театральные связи в областной столице - и по понедельникам, когда в Челябинском драмтеатре был выходной, актеры давали спектакли в Миассе.
Автозаводцы, видя успехи клуба строителей, забеспокоились и стали требовать, чтобы этого, как сейчас бы сказали, "эффективного руководителя" отдали им. И добились-таки своего: Крама перевели директором в клуб "УралЗиС".
(Продолжение следует…)