Опубликовано: 20.01.2025 10:54 |
На прошлой неделе, 15 января, как мы уже сообщали ранее, Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о присвоении Миассу почётного звания "Город трудовой доблести". И это событие стало, пожалуй, одним из самых обсуждаемых в городе.
Как отметил глава Миасса Юрий Ефименко: "сейчас наша задача - совместно выбрать место установки памятной стелы "Город трудовой доблести" в знак глубочайшей благодарности миасцам, которые своим трудовым подвигом 80 лет назад приблизили Великую Победу".
Вопрос выбора места для установки памятной стелы вызвал живую дискуссию в социальных сетях: горожане высказывали свои мнения на этот счёт, а порой и спорили друг с другом. Но одно из мнений особенно привлекло внимание нашей редакции. В сообществе "Возрождение Миасса" в социальной сети ВКонтакте был опубликован пост, автор которого не просто предложил свой вариант места для размещения стелы, но ещё и подробно и обстоятельно аргументировал этот выбор. На наш взгляд, жителям Миасса было бы интересно ознакомиться с таким вариантом, поэтому с разрешения автора предлагаем вашему вниманию его видение:
"Никто не забыт, ничто не забыто".
Об установке стелы "Миасс - город Трудовой доблести" и выборе места.
При создании данного символа, выражающего трудовую доблесть жителей Миасса, мы должны придерживаться главного принципа: "Никто не забыт, ничто не забыто". Трудовая доблесть Миасса - это труд десятков тысяч жителей и многих предприятий.
Несправедливо забывать, что ЗИС ковал Победу не в одиночку: мы и наши потомки должны помнить и о тех предприятиях, которые обеспечивали его сырьём и инструментом - создавали средства производства для него.
Немалый вклад в Победу внёс Миасский напилочный (инструментальный) завод - крупнейший, один из четырёх во всём СССР, он обеспечивал инструментом не только наш ЗИС, но и всю промышленность страны.
На момент начала войны, построения ЗИСа и других эвакуированных заводов, он уже работал на всю мощь, обеспечивая инструментом страну, активно участвовал в строительстве и обеспечении новых заводов как инструментом, так и кадрами. Это самый первый и старейший завод Миасса, который ковал Победу наравне с другими заводами. Он дал стране не только инструмент, но и солдат, имена которых и сейчас можно видеть у Вечного огня на территории завода.
Трудовая доблесть - это труд не только рабочих, ковавших Победу.
Это и труд колхозников, кормивших армию и самих рабочих.
Это труд строителей заводов - тех, кто в тяжелейших условиях возводил цеха.
Это труд крупнейшего миасского хлебокомбината, о котором многие забыли.
Это труд медицинских работников в эвакогоспиталях Миасса.
Это труд учителей, обеспечивших все заводы и другие отрасли свежими квалифицированными кадрами.
Это труд учеников школ нынешнего старгорода, которые наравне со взрослыми приняли на себя тяжесть того времени, часто заменяя их: впроголодь работали на строительстве заводов, зданий, расчистке дорог, добыче торфа и дров не зная ни каникул, ни других радостей детства.
Нельзя забывать и о военных учебных заведениях, которые базировались в исторической части города (старгород).
Это труд, тяжелейший труд жителей в разных отраслях.
Нельзя, несправедливо и грешно присваивать общую трудовую доблесть города одному предприятию, даже если оно было венцом технологической цепи нашей промышленности. Не зря это звание присвоено городу, а не одному из предприятий.
Во время войны Миасс представлял собой город с населением более 70000 человек, основная - подавляющая - масса которого была коренной и жила в нынешнем старгороде, другие части города в то время представляли строительные посёлки барачного типа. Из старого города была проложена ж/д ветка, по которой мотовоз возил рабочих на строительство автозавода и других предприятий.
Было бы справедливо в проекте стелы изобразить символы всех заводов Миасса того времени и вышеуказанных тружеников Победы. Она не должна стать безликой арт-конструкцией, абстрактно представляющей часть нашей истории. Она должна нести память, чтоб глядя на неё люди заинтересовывались историей предприятий и нашего города. Чтоб каждым символом на стеле, как ключом, открывался целый пласт истории.
Что касается места установки:
Сосредотачивать все исторические символы города в одном месте - признак административного эгоизма и недальновидности. Такая "скученность" приводит к тому, что памятники подавляют друг друга, что снижает значимость каждого. Примером этого служат памятники перед главным Вечным огнём. Все знают, где он находится и как выглядит, но чтобы вспомнить, какие памятники находятся рядом, нужно напрягать память. Вблизи его они стали "мини" памятниками, хотя тоже несут огромный исторический смысл. Очень экономно, быстро и удобно кому-то ставить "мини" памятники на одном месте, что обедняет другие районы и историю города.
Неразумно загружать уже существующие площади, посвящённые каждая своей тематике:
• Предзаводская - истории завода;
• Площадь администрации - Победе в ВОВ, жертвам репрессий, Воинам, пограничникам…;
• площадь Революции с братской могилой - советской власти;
• площадь Труда (бывшая Церковная) с захоронениями священников и почётных жителей - духовный и исторический центр дореволюционного Миасса.
Есть ещё две "неохваченные" площади в старгороде:
• Хлебная площадь, которую знают, как старый базар;
• Александровская (когда-то Пензенская), расположенная выше 14-й школы.
Гораздо мудрее и справедливее распределять символы по гостевому маршруту города, особенно такого протяжённого как Миасс. Это даст импульс к развитию территорий и районов города. Даст каждому памятнику свою смысловую территорию и размах. Позволит увидеть наши символы всем гостям города.
Гостевой маршрут начинается от стелы Миасса на трассе М5 и проходит через исторический центр города. От стелы на федеральной трассе в город ведут две дороги, и обе они сходятся на улице Пушкина у здания бывшего Миасского автомеханического техникума - старейшего учебного здания Уральского автозавода.
Это величественное здание было построено в годы ВОВ в тяжелейших условиях, в основном молодёжью. Здание построено в стиле постконструктивизма. Этот стиль советской архитектуры очень редок и ограничен временными рамками 1930-1940-х годов, он является переходным от конструктивизма к Сталинскому ампиру. Фронтон здания украшен барельефом, изображающим шестерню над знаменем - что символично и будет перекликаться со стелой трудовой доблести.
Это единственный в городе памятник архитектуры, выполненный в стиле постконструктивизма.
В годы войны в недостроенном здании размещались подразделения Васильковской лётной школы, а с 1944-го - Миасский автомеханический техникум (МАМТ). За всё время автотехникум подготовил более 20 тысяч высококлассных специалистов, создавших в итоге целую отрасль уральской автомобильной промышленности.
Было бы хорошим знаком установить данную стелу именно здесь - на въезде в город. Это оживит территорию. Привлечёт внимание к зданию, которое само является памятником трудовой доблести миасцев и даст ему шанс на возрождение. Стела будет хорошим напоминанием и примером ученикам 14-й школы, расположенной через дорогу.
При выборе места установки необходимо отбросить все амбиции и стереотипы. Нужно взглянуть на историю честно и непредвзято.
Прежде чем на радостях торопиться устанавливать стелу, нужно провести независимое историческое исследование, дабы никто и ничто не было забыто".
А что думают жители Миасса об этом? Где, на ваш взгляд, должна расположиться памятная стела "Город трудовой доблести"?