Опубликовано: 16.01.2025 14:34 |
Продолжаем серию публикаций об истории технического образования в Миассе. Начало в материале - "Завыли волки, и я вовсе решил не охотиться".
Вот такую 40-летнюю историю профтехшколы изложил в своем масштабном труде преподаватель (позже завуч) Трудкоммуны, а затем и школы ФЗУ Иван Иванович Ильин, дополнив её описанием методической работы, статистическими данными, схемами, графиками, образцами учебных пособий, архивными документами (бланк ассигновки 1904 года, аттестаты на звание подмастерья и мастера и др.)
Для нас же, думается, представляет интерес личность Ильина-педагога. Он преподавал родной язык и, по-видимому, очень успешно, о чём говорят письменные работы его воспитанников, поражающие грамотностью, ясным изложение темы, а главное - почерком.
По твёрдому убеждению Ильина, грамотные люди, каковых он пытался воспитать из миасских сорванцов, "должны приучить себя писать правильно, чисто, скоро и разборчиво. Требования к письму: одинаковая величина букв; соблюдение наклона, если письмо не прямое; соблюдение форм букв, правил нажима, строки, расстояния между буквами в слове, расстояния между словами и между строками, соблюдение порядка страниц, правильный перенос слов, чистота работы, правильно подписанная тетрадь".
Вот так учили наших с вами дедушек и прадедушек. Помним ли мы подобные правила из собственной школьной жизни?..
Мудрый педагог и методист, Ильин предлагал для письменных работ полезные темы, которые учили ребят чувствовать и выражать словами эмоции, а также мыслить, давать оценку своим поступкам, анализировать собственные успехи и неудачи.
Пример последнего - зачетные работы 1928 года по родному языку на тему "Чему я научился за год в профшколе". Учитель, конечно же, сначала дал план, придерживаясь которого подростки откровенно рассказывали, что им далось легко, а что вызвало затруднения, какой запас знаний и какие трудовые навыки они приобрели и т.д.
Перебирая пожелтевшие листочки ребячьих работ, в первую очередь обращаешь внимание на почерк. У Серафимы Шумковой он вытянут в струночку, с сильным наклоном влево; у Капитолины Плечевой - ровный, с нажимом и небольшими завитушками, а буквы - как солдаты на параде; у В. Сунгурова - слегка размашистый; у Левакина - несколько торопливый; У Пантюшева - с правым наклоном, красивый; у Николая Козлова - чуть небрежный; у Колыпина - мелкий, частый и т. д. Но при этом у всех - разборчивый и аккуратный.
Сразу бросается в глаза, что почти всем подросткам трудно давались физика, химия, технология, графика, черчение, а вот география, родной язык, обществоведение - гораздо легче. Девочки честно признавались, что в слесарной мастерской им было трудно и страшно и что полученные навыки в быту применить не могут. Ну, на то они и девочки… Совсем другое дело - мальчишки.
"Мне давали легкие работы из заказов, которые возможно выполнить ученику первой группы - нарезка болтов, гаек, шлифовка… Вся эта практика даром не пропала. При случае могу эти навыки применить дома, а именно - что-либо поправить, запаять и т.д."/В. Сунгуров.
"Свои трудовые навыки я уже в состоянии использовать дома. Например, рассыплется тубарет (так у автора - ред.), я могу его склеить. Или сломается ножка - я также могу ее выстрогать и продолбить дыры для проножек". / Без подписи.
"Могу свой труд применить дома при условии, если есть инструмент и верстак". Виктор Ильин.
(Окончание следует…)