Опубликовано: 09.03.2006 11:07 |
С семинара, посвященного вопросам организации и деятельности управляющих компаний, вернулся на днях генеральный директор управляющей компании "Жилищно-коммунальный комплекс "Северный" Сергей Бубнов. Сегодня он отвечает на самые актуальные и острые вопросы, которые вызывает у жителей необходимость выбора формы управления многоквартирным домом.
- Сергей Владимирович, что Вы можете сказать о преимуществах управляющей организации перед товариществом собственников жилья - если они есть?
- Как показывают социологические исследования, проведенные московским Институтом экономики и управления социальными отношениями, о которых нам рассказывали на семинаре, создание товарищества собственников жилья приводит к росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги в среднем на 12-14 процентов. Это связано с созданием юридического лица, которое берет на себя заключение договоров с поставщиками услуг, уплатой налогов, наймом работников. Так, если у нас на каждый дом приходится 0,3 ставки слесаря, то ТСЖ не всегда может найти специалиста на таких же условиях. Это подтверждается опытом реализации Жилищного кодекса в таких городах как Хабаровск, Саратов, где за этим процессом наблюдали разработчики этого закона.
Заключив договор с управляющей компанией, собственник экономит время и силы - ему нет необходимости общаться с каждым поставщиком услуг отдельно, его интересы представляет управляющая компания. Очень существенно, что она имеет уставной капитал, который гарантирует ей запас прочности. Уставным капиталом управляющая организация отвечает перед жителями в случае возникновения каких-либо непредвиденных обстоятельств.
- Многих людей смущает то, что управляющая компания собирает средства с множества домов, есть ли гарантия, что деньги не будут расходоваться "на сторону", а только на содержание конкретного дома?
- В соответствии с требованиями Жилищного кодекса на каждый дом открыт отдельный субсчет. О расходовании поступивших на него средств управляющая организация обязана не реже одного раза в год отчитываться перед жителями, но по их требованию отчетный период может быть сокращен. До сих пор в городском хозяйстве действительно существовала практика передвижения денег с одной статьи на другую - это, как правило, было вызвано необходимостью латать дыры в срочном порядке. Теперь это будет невозможно. Средства, собранные с собственников квартир в новом доме, нельзя уже будет пустить на ремонт старого.
- Как же поступать с теми домами, которые требуют капитального ремонта? Ведь когда такая статья существовала в платежках, люди вносили деньги, а ремонт в их домах не был сделан. Теперь им предлагают самим полностью оплачивать капитальный ремонт.
- В нашем городе и регионе пока нет вариантов решения этого важного вопроса. Между тем в той или иной степени в ремонте нуждается около 30 процентов жилищного фонда на нашей территории. Деньги на капитальный ремонт действительно собирали, но их было недостаточно для того, чтобы своевременно выполнять работы. В Татарстане, например, поступили так: в 2005 году была принята программа проведения капитальных ремонтов, и только после того как ремонт проведен, дом передается на обслуживание управляющей организации. По этому же пути пошли некоторые северные города. Думаю, и у нас этот вопрос должен решаться на уровне городской и областной власти.
- Прокомментируйте, пожалуйста, прозвучавшее недавно в СМИ утверждение, что частные управляющие компании, в особенности созданные на базе теплоисточников, не заинтересованы в экономии денег жильцов, а совсем наоборот, будут стараться переложить на них плату за потери в сетях.
- Во-первых, наша компания не создана на базе теплоисточников. Заключив договор с жителями, мы по закону обязаны нанять подрядчиков для проведения необходимых работ и оказания услуг на конкурсной основе. Выбирать будем тех, кто предложит наилучшие показатели с наименьшими затратами. Напомню, что жители смогут нас проконтролировать.
Во-вторых, за тепло и передачу тепла жители платят только по установленным и утвержденным Единым тарифным органом тарифам и нормативам, утвержденным городскими властями. Управляющая компания по согласованию с жильцами может поставить на дом счетчик. Тариф на передачу тепла включает в себя и нормативные потери. У нас они утверждены на уровне 7 процентов. Для сравнения: в некоторых регионах эта цифра доходит до 16 процентов. С 2004 года мы работаем над выполнением принятой программы сокращения потерь, вкладываем деньги в ремонт сетей, в теплоизоляцию. Важным шагом в дело энергосбережения станет замена 500-миллиметровой трубы теплотрассы на 700-миллиметровую. Документы на замену уже подготовлены, прошли экспертизу. Область обещает помочь деньгами. По новой трубе теплоноситель будет поступать в жилые районы с гораздо большей скоростью и, значит, с меньшими потерями тепла. И сделано это будет не за счет жителей, но им на пользу.
- Как ваша управляющая компания организует работу с жителями, предлагая им свои услуги по управлению домами?
- Работаем с инициативными людьми, которые разъясняют соседям положения Жилищного кодекса, сами ходим по квартирам, развешиваем объявления на подъездах, просим прийти к нам. У нас открыто шесть пунктов, где жители могут получить разъяснения по этим вопросам. К сожалению, в большинстве своем наши земляки пока инертны и не проявляют инициативы по проведению собраний, но закон позволяет проводить голосование по выбору формы управления многоквартирным домом и заочно.
- А может, люди правы - зачем себя утруждать, если город все равно назначит управляющую организацию, коль скоро жильцы не определятся?
- Есть люди, которые так и говорят - не буду выбирать, пусть город назначит. Но по-моему, если человек чувствует себя хозяином в своей квартире, то не станет перекладывать ответственность за качество ее обслуживания и уровень комфорта в своем доме на кого-то другого. Информации об управляющих компаниях стало появляться довольно много, нужно поинтересоваться этим и сделать свой выбор, чтобы потом не приходилось на кого-то обижаться. Советую помнить о том, что "Северное" работает в машгородке давно, мы знаем все проблемы каждого дома и узкие места в системе коммуникаций, стараемся уделять им больше внимания. Любой другой пришедшей в северную часть города компании потребуется время, чтобы изучить все это.
- Но ведь считается, что управляющая компания не должна быть связана с подрядчиками, которые непосредственно будут исполнять работы?
- Не совсем так. В недавно вышедшем комментарии к Жилищному кодексу сказано, что управляющие организации могут также выполнять и функции подрядчика.
- Как вы относитесь к предложению городской власти заключать договоры с управляющими компаниями?
- Думаю, что это правильное решение. Город должен сохранить за собой некоторые контрольные функции, тем более что он тоже остается собственником части жилищного фонда. В жилищно-коммунальной сфере складываются новые взаимоотношения, проблемы неизбежно будут возникать, и я уверен, что город будут не только контролировать управляющие организации, но помогать в решении этих проблем.