Опубликовано: 08.12.2010 10:18 |
В настоящее время, когда почти по всей России горячо обсуждается об обязательности начального обучения, считаем необходимым осветить постановку учебно-воспитательного дела в казачьих школах Оренбургского казачьего войска, где начальное обучение считается обязательным.
Казачьи начальные школы находятся в ведении не общей учебной инспекции, а войскового начальства. Ближайшими руководителями учебно-воспитательного дела в этих школах являются Атаман отдела и его помощник по этой части - Наблюдающий за школами отдела. Последний больше из льготных офицеров войска, или из классных чинов с нисшим образованием, очень редко - со средним и, в большинстве случаев, без специального педагогического образования.
Учащий же персонал почти наполовину состоит из лиц, получивших образование в тех же начальных казачьих школах и выдержавших потом установленный специальный экзамен на звание учителя или учительницы начальной казачьей школы, и из лиц, дополнивших свое начальное образование в так называемом специально- педагогическом классе.
Содержание казачьих школ и учащего персонала находится всецело на иждивении местных поселковых обществ, которые, за немногими исключениями, плохо радеют о школах: некоторые по недостатку общественных средств, другие же по несознанию благ образования.
Школы в редких случаях в достаточном количестве обеспечены книгами и учебными пособиями, помещаются чаще в тесных недостаточно светлых, мало пригодных для учебных целей помещениях и в зимнее время не всегда достаточно отапливаются.
Попечители же школ, избираемые из среды общества, чаще люди малограмотные, мало заботятся о школах.
Содержание учащие получают самое маленькое от 7 до 20 руб. в месяц, в очень редких случаях 25 руб., да и то в большинстве случаев неисправно, по частям.
Бедному учителю и учительнице - интеллигентам, обыкновенно, при таком содержании, всегда нуждающимся, нередко приходится чуть не вымаливать заслуженное жалование у поселковой администрации, в лице Атамана поселка и поселкового казначея.
Курс в казачьей школе считается шестилетним; программы курса довольно значи-тельны, почти в два раза шире земских начальных училищ, но при неудовлетворительной постановке учебного дела в школах, не всегда вполне проходятся.
Образование в казачьей начальной школе хотя и считается обязательными как для мальчиков, так и для девочек, достигших учебного возраста, но в некоторых поселках, к сожалению, приходится считать это только на бумаге, так как атаманы поселков и попечители школ, в большинстве случаев, мало обращают внимания на неисправность поcещения учащимися школы, несмотря на неоднократные заявления и просьбы об этом учащих. Атаманы отделов лишены возможности уделять достаточно времени и внимания школам, будучи обременены массой других дел специального служебного характера, да и трудно что-либо сделать при такой постановке дела.
Вследствие всех этих неблагоприятных условий, учебно-воспитательное дело в казачьих школах не может быть поставлено на должную высоту и дать желаемые результаты, пока не будет коренным образом реформировано.
А потому приходится пожелать, чтобы начальные казачьи школы в отношении учебно-воспитательного дела были переданы в ведение обшей учебной инспекции, наподобие министерских, и было бы весьма целесообразно, чтобы эти школы были изъяты из ведения поселковых обществ, в отношении их содержания, с заменою обложения этих обществ определенным ежегодным посильным сбором на школьно-строительное и учебно-воспитательное дело, при неуклонном применении принципа обязательного и всеобщего обучения в этих школах, как для мальчиков так и для девочек, достигших учебного возраста.
(В последнее время в Государственной Думе вопрос об обязательности всеобщего обучении в начальных училищах решен в положительном смысле).
К уклоняющимся же от этого родителям детей необходимо, чтобы применялись нравственные меры воздействия и понуждения.
Затем очень желательно и необходимо, чтобы учащим в казачьих начальных школах было увеличено содержание - до пределов оклада в земских начальных училищах, тогда на это дело к нам пойдут люди с педагогическим опытом, с достаточным и специально-педагогическим образованием, и чтобы жалование учащим выдавалось не непосредственно от поселковых обществ, через поселковую администрацию, а из указанного же фонда сборов на школьное строительное и учебно-воспитательное дело в войске.
Бояться этого нет никаких оснований.
Общества от этого нисколько не потеряют, также и казачество, - напротив избавятся от несвойственного и непривычного им дела: хлопот о начальном образовании и воспитании своих детей, а великое дело образования, - источник света и добра, будет постановлено на желаемую высоту и даст самые благоприятные результаты.
Газета "Казакъ" № 2 от 8 декабря 1910 г., Миасс, Оренбургской губернии