Опубликовано: 18.01.2010 10:16 |
Незаслуженно забытым модниками и модельерами валенкам посвятили субботний день, 16 января, работники Миасского краеведческого музея и артисты фольклорного ансамбля "Оберег" из ДК "Бригантина". В музее прошел праздник "Валенки, валенки, красивые да ладненькие", на котором посетителям музея рассказали и показали немало интересного.
У всем знакомого с детства валенка (он же пим, он же катанок, он же чёсанок и т. д.) как оказалось, есть своя история, и весьма интересная. Историки считают, что прародителем этой обуви, которую россияне считают частью своей культуры, был монгольский войлочный сапог. Так что валенок можно считать наследством татаро-монгольского ига. "Родословная" валенка уходит в глубь веков примерно на 2400 лет. Однако монгольский носок был сшивным, а на Руси он превратился в валяную бесшовную обувь, которая спасает и от мороза, и от жары - говорят, ученые-вулканологи ходят в валенках по неостывшей лаве. Современный свой вид эта обувь приобрела в конце 19 века.
Важно, что делают валенки исключительно из шерсти, состриженной с живых овец, поэтому они обладают целительной силой. Русские цари знали об этом и нашивали не только расшитые золотом черевички, но и крестьянские валенки. Так, Петр I валенками и кислыми щами советовал лечить похмелье, Екатерина II спасалась с помощью этой уютной обуви от ревматических болей, а Анна Иоанновна даже разрешала придворным дамам надевать валенки под вечерние наряды - видимо, натопить дворцовые бальные залы было задачей непростой.
Валенок был вещью статусной. Как сейчас по сотовому телефону, так в старину невесты выбирали женихов по хорошим, добротным валенкам. Белые валеночки были непременной частью приданого девушки.
Огромную роль сыграли скромные валенки и в укреплении обороноспособности России. Когда под Москвой стояли войска Наполеона и Гитлера, зимы были, как нарочно, очень морозными, и российские солдаты имели над противником огромное преимущество - валенки, которые позволяли им сохранять боеспособность.
Валенки считались хорошим подарком, их дарили даже руководителям страны, включая "отца всех народов". И принимались такие подарки с удовольствием.
Некоторые считают валенок, не имеющий каблука, неудобной обувью. Однако опытные мастера, торгующие валенками, знают один секрет: валенок лучше покупать на размер-два побольше, и класть в него несколько пучков шерсти. Шерсть примнётся по форме стопы, ходить будет очень удобно, и в оттепель влага не проникнет к ноге.
Сегодня в России есть два музея, посвященных валенкам - один в городе Мышкин, другой - в столице. Вот и Миасский краеведческий музей в нынешнюю морозную зиму решил привлечь внимание земляков к этой "заслуженной" обуви. Ведь в последние годы к ней вновь стали проявлять внимание модельеры, появились уже валенки "от кутюр". Миасцам тоже было предложено принять участие в конкурсе декорированных валенков. Участников было немного, зато победительница конкурса - Наиля Муратшина - представила сразу несколько пар, украшенных вязаной тесьмой, монистами, мехом. К каждой модели автор придумала стихи, а две маленьких внучки Ниали Садыевны исполнили частушки про валенки.
Порадовал зрителей своим выступлением фольклорный ансамбль "Оберег" из ДК "Бригантина". Артисты не только пели Рождественские, святочные песни, колядки, но и на глазах публики превратили свои валенки в козу и волка - героев русской народной сказки "Волк и семеро козлят", которая и была разыграна для гостей музея.
Желающие могли приобрести на память о празднике сувениры: куклы- обереги и даже крошечные валенки - на палец взрослого человека, изготовленные мастерицей Натальей Белоусовой.
Не так давно в краеведческом музее прошел праздник, посвященный платку, так что, пожалуй, есть основания говорить о зарождении новой традиции.
Оксана Овсянникова