Опубликовано: 09.06.2009 12:04 |
Не секрет, что устроить своего ребенка в детский сад зачастую бывает непросто, тем более, если ребенок - особый, например, с нарушениями речи, зрения или слуха, что часто влечет за собой и психологические проблемы у малышей. Не все родители знают, где им могут оказать помощь в решении таких проблем. В Миассе несколько детских садов специализируются на работе с детьми, имеющими отклонение в развитии, на их базе созданы экспериментальные площадки, работают профессиональные врачи и педагоги-дефектологи. Недавно корреспондент агентства новостей "NewsMiass.ru" побывал в одном из таких садиков.
Всего год на базе детского сада № 17, специализирующегося на речевой коррекции, официально действует экспериментальная площадка, но результаты, как говорится, уже налицо. Создана площадка была давно, но лишь недавно получила официальный статус.
Дети, приходящие в этот садик, учатся не только правильно произносить слова, но и красиво формулировать мысли, становиться более общительными и любознательными.
В садике № 17 работают три учителя-логопеда: Надежда Балахнина, Светлана Тульчинская и Елена Новикова, у каждой есть собственный кабинет, полный методических пособий, которые они разрабатывали сами.
В логопедической практике широко используются специальные инструменты - зонды, которые вводят детям в рот. В детском саду № 17 по возможности стараются свести к минимуму их использование. Дети, как пояснила логопед Светлана Тульчинская, обычно боятся, когда к ним в рот помещают для упражнений специальные предметы. Поэтому здешние специалисты прибегают к другим методам - это естественный массаж, игровые упражнения с картинками, предметами, постоянная практика письма и речи. Педагоги следят, чтобы ребята тщательно пережевывали пищу - здесь, например, не просто едят морковку, а делают "морковный перетирающий массаж". Детям и их родителям не в шутку советуют почаще облизывать посуду после еды - оказывается, очень полезное занятие для формирования хорошей дикции!
Речевая деятельность неразрывно связана с письменной. Поэтому ребята окружены буквами, шарадами, рисунками-загадками, которые постоянно развивают в них внимательность и всегда перед глазами, если забыл, как то или иное слово говорится. Спрятанные, заштрихованные буквы позволяют научиться замечать и прочитывать любой текст. Таким образом легко решается проблема "знает буквы, но не может прочесть и написать". Помимо этого один из кабинетов оборудован компьютером, на котором ребята с удовольствием играют в развивающие игры. Занятия проходят в индивидуальной и групповой форме. Согласно требованиям санитарных норм, каждый ребенок занимается не более десяти минут в день.
Дефекты речи у детей, считают педагоги, сейчас очень широко распространены: если раньше в школьном классе бывало двое-трое детей с неверным произношением, то сейчас нарушения речи бывают примерно у половины. Вызвано это в большинстве случаев нехваткой общения с работающими родителями, что приводит к ежедневному сидению за компьютерными играми или у экрана телевизора. Дети слишком мало бывают в окружении грамотных взрослых людей. Кроме отсутствия речевой среды, сказывается также низкий интерес современного ребенка к книгам. Главная задача, считают учителя-логопеды, это заставить ребенка говорить, общаться, выражать свои мысли.
Самой замечательной комнатой в детском саду № 17 является экспериментальная или, как называют ее специалисты, "познавательно-двигательный салон". Она оформлена в естественной теплой цветовой гамме, которая положительно влияет на детскую психику и формируют желаемое эстетическое восприятие мира. Ее назначение - научить ребенка видеть, чувствовать, слышать, наблюдать, ведь это в немалой степени влияет на его умение мыслить и говорить. Все, что находится в этой комнате, развивает тактильные, слуховые, зрительные ощущения. Удивительно, но даже наше умение держать и чувствовать ручку влияет на умение писать и говорить, рассказывает логопед Елена Новикова. А дети, страдающие нарушением речи - особенные, у них часто бывают соматические (телесные) отклонения, к примеру, нарушение координации движений. Объем информации, который дается в детских садах, уже почти превратил садики в школу, а подвижность детей при этом снижается, они утомляются. Детям нужна двигательная деятельность, отдушина, рассказывает Светлана Тульчинская. Занимаются с ребятами не только сами учителя-логопеды, комплексные занятия с подгруппами в салоне регулярно проводят воспитатели детского сада.
Салон представляет собой набор игровых тренажеров: бассейн с мячиками, "сухой душ", игрушки, мячи-гиганты, светящаяся нить, "песнь ветра" и многое другое. С их помощью ребята тренируют тактильные ощущения: лежат и "плещутся" в бассейне, гладят ворсистый твердый коврик, проходят через сухой душ. Развивают силу дыхания с помощью "волшебной" светящейся нити, воздушно-пузырьковой колонны и "песни ветра". Мелкую моторику развивает плетение косички из лент.
Кроме того, вспоминают учителя, у прежних поколений были игрушки-заместители, пробуждающие творчество: это обыкновенные волчки, простейшие кубики, играли со всем, что под руку попадется. У современных детей есть все, и выдумывать уже ничего не надо - творческая жилка пропадает, а здесь, в этой комнате, подобных игрушек хватает.
Результаты становятся видны довольно быстро: замкнутые ребята становятся общительней, им нравится говорить, выступать на сцене, они чувствуют себя комфортно. Например, рассказывает специалист Елена Новикова, девочка с не только речевыми, но и слуховыми нарушениями, после занятий в только созданной тогда экспериментальной комнате (она работает уже пару десятков лет), осмелела настолько, что, будучи школьницей, успела поработать промоутером. Далее девушка решила пойти в пединститут и работать с детьми, умея лишь читать по губам.
Цель педагогов, по их словам, не только пробудить творческий потенциал своих воспитанников, но и "повернуть лицом" родителей к их чадам, научить гордиться ими. Работа работой, но даже в том мире, где столько социальных и финансовых проблем, можно и нужно уделять время своим детям. Ради этого и трудятся специалисты.
Софья Овсянникова