Опубликовано: 05.05.2009 11:04 |
Так печаталась газета |
Сегодня, 5 мая, старшее поколение журналистов по старой памяти отмечает День печати - многие десятилетия праздник представителей прессы был связан с историей партийной газеты "Правда" и приходился на эту дату. Как правило, работники СМИ отмечали его вместе с полиграфистами - теми, кто тиражировал газеты и журналы. На днях один из представителей этой профессии - директор ЗАО "Полиграф" Александр Хилин получил из рук губернатора Челябинской области награду - звание заслуженного работника культуры.
"Полиграф" выпускает хорошо известную жителям города продукцию: газеты, тетради и блокноты, бланки, красочную упаковку. Полиграфисты являются учредителями одного из наиболее востребованных в Миассе изданий - рекламной газеты "Евразия". Потребность горожан в издании такого рода и перспективность нового дела здесь просчитали раньше всех потенциальных конкурентов. Впрочем, быть впереди - неизменное стремление коллектива "Полиграфа" и его руководителя.
Уроженец Дагестана, выпускник Омского политехничексого института, Александр Васильевич Хилин приехал в Миасс в 1977 году. Коллеги считают, что с приездом этого молодого специалиста связано начало технического обновления Миасской типографии. Именно в Миасской типографии, одной из первых в области, во второй половине 70-х годов внедряется офсетная печать и фотонабор. А в начале 90-х здесь освоили компьютеры, которые в то время были еще экзотикой. Не зря А. Хилина и двух его "однокашников", возглавивших типографии в Магнитогорске и Златоусте, полиграфисты из соседних городов за деловую напористость, за то, что они всегда старались опередить других в технических новшествах, шутливо и уважительно называли "мафией в полиграфии".
Во многом благодаря этому стремлению Миасской типографии удалось в кризисное время становления рыночной экономики не только выжить, но и крепко встать на ноги. Что только не выпускали в тот трудный период - начиная книгами и заканчивая обоями.
В 1991 году Миасская типография получила статус арендного предприятия. Теперь заработанную своими силами прибыль Миасское полиграфическое предприятие могло расходовать по собственному усмотрению. Такая свобода могла стала источником личного обогащения работников, и в первую очередь руководящих, но в Миасской типографии все заработанные деньги пошли на закупку нового оборудования, развитие производства. Было создано товарищество с ограниченной ответственностью, в уставной фонд которого вошли средства, заработанные арендным предприятием. Каждый член товарищества имел свою долю, рассчитанную в соответствии с внесенным трудовым вкладом. 25 мая 1998 года товарищество было реорганизовано в ЗАО "Полиграф".
Тогда же А. Хилин, в то время главный инженер "Полиграфа" выступил с инициативой освоить технологию изготовления упаковки из микрогофрокартона собственного производства. В то время прилавки магазинов только-только начали пополняться товарами. То, что раньше считалось дефицитом, люди покупали, как говорится, не глядя, на упаковку не обращали никакого внимания. Перспективность этого направления работы полиграфисты уловили каким-то "шестым чувством". Увеличение объемов производства микрогофрокартона и изделий из него, потребовало расширения производственных площадей. В районе старого вокзала был построен большой цех, оснащенный новейшим оборудованием. Сегодня именно упаковка составляет самую значительную долю всей продукции "Полиграфа". Заказчиками выступают крупные предприятия Аши и Челябинска, Москвы и Новосибирска, Поволжья, Свердловской и других областей.
Накануне "старого" Дня печати А. Хилин согласился ответить на несколько вопросов.
- Александр Васильевич, зная вас много лет, можем уверенно предположить, что вам интересно жить в любое время, было бы работы побольше. И все же - какой период трудовой биографии был наиболее значителен?
- Сразу скажу - восьмидесятые годы. Тогда, как говорится, типография пережила качественную революцию - от линотипа к компьютеру (фотонабор стал коротким переходным периодом). Нам удалось попасть в струю и стать одними из первых, кто это начинал. А мы с Тамарой Афанасьевной Рупасовой (предшественница А. Хилина на посту директора - ред.) оба оказались азартными. Нам бы только вперед! Рисковать с таким руководителем было легко, она тоже зажигалась идеей и обеспечивала надежной административной поддержкой нововведения.
Сейчас время совсем другое. Изобретательством заниматься не приходится: были бы деньги, и тогда можно приобрести какую хочешь "умную" и скоростную машину, она и напечатает, и сфальцует, и резину помоет - только кнопки нажимай. Надо только умело руководствоваться принципом разумной и рациональной достаточности.
- Однажды я от кого-то слышала, будто бы Юрий Рувимович Луковский, главный инженер областного управления по делам печати, говорил, что все седые волосы у него - от вас…
- Это, конечно, шутка. Но мы действительно никому в управлении скучать не давали. Впрочем, сам Юрий Рувимович умел зажигать неординарной задачей, фору любому мог дать по части неожиданных идей и нововведений. Не случайно Челябинская область по технической оснащенности полиграфических предприятий в его бытность занимала лидирующие позиции в стране.
- Ни для кого не секрет, что вас не раз приглашали на работу на крупные полиграфические предприятия и каждый раз вы оставались здесь. Вас не устраивали условия, которые предлагали?
- Не совсем так. Например, в одной из подмосковных типографий условия были просто сказочные - наверное, у меня был бы и коттедж, и шикарная машина. Но это была цена самостоятельности, которой я лишался. Там мне пришлось бы работать под диктовку "босса", чего мне не хотелось. В основном по этой же причине я отклонил и другие предложения.
- При социализме миасская типография была своего рода учебной площадкой для городских и районных типографий области. Как складываются отношения с коллегами при новом строе?
- Честно признаюсь, поначалу мы хотели держать в тайне от других какие-то свои производственные секреты. Не то чтобы сильно боялись конкуренции, а так, на всякий случай. Но очень скоро пришлось напрочь отказаться от такой пагубной позиции. Случилось однажды обратиться к коллегам за помощью, а те отказали, мол, ишь ты какой хитренький. Я понял, что лучше дружить, чем прятаться друг от друга. И мы даже, как и в прежние времена, провели не один семинар для полиграфистов. Такие встречи взаимно обогащают.
- Что вам мешает в работе? Иногда руководители жалуются на административные барьеры, на объективные обстоятельства…
- Жаловаться - последнее дело. Мне ничего не мешает. Хочешь - делаешь, не получается - надо добиваться, искать варианты. Все просто.
- Еще не так давно ситуация в экономике казалась стабильной, и вдруг - кризис. Как вы его ощущаете и какие принимаете меры, чтобы выстоять?
- Рынок чутко реагирует на все колебания в финансово-экономической сфере. Несколько наших крупных постоянных заказчиков уже сворачивают производство, следовательно, мы потеряли часть работы. А чтобы выстоять, рецепт один: упереться и работать, не опускать рук, расширять номенклатуру товаров, искать новых потенциальных заказчиков. На мой взгляд, кризис - очень мобилизующее время.
Зоя Соколова, Оксана Овсянникова