Опубликовано: 20.06.2024 09:30 |
3 июня всадники, оседлавшие двухколёсных коней, отметили Всемирный день велосипедиста. А мы, по привычке, задались вопросом: "Когда в Миассе появились велосипеды? Как развивалась городская велокультура?"
Про самые-самые первые велосипеды сказать пока ничего не можем, потому что архивные подшивки городской газеты ведутся с 1935 года.
Хотя... Вот что нашлось в воспоминаниях миасского старожила Петра Семенова, секретаря "Райавтодора" ("Автодор" - это существовавшее в 1927-1935 годах добровольное общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в СССР):
"В апреле 1930 года председатель исполкома Грузинцев сказал мне: "Надо к 1-му Мая организовать демонстрацию нашей автотехники. Показать народу автомобили и другие автосредства, какие есть в городе. Организуй-ка, Пётр, это дело!" На смотр автотехники мне удалось вывести автомобиль треста "Миассзолото", два частных мотоцикла и 10 велосипедистов!.. Вот и вся тогдашняя автотехника".
Итак, в 1930 году в Миассе было десять велосипедистов. Пять лет спустя их число выросло, вследствие чего редакция местной газеты и районный совет физкультуры решили объединить обладателей двухколесных коней (а таковые имелись на напилочном заводе, на тальковой фабрике, в тресте "Миассзолото", леспромхозе, лесхиме и других предприятиях) в велосекцию.
Члены велосекции участвовали в первомайских демонстрациях, выезжали на экскурсии в Ильменский заповедник, где осматривали копи и знакомились с экспонатами музея; посещали окрестные горы и озеро Тургояк, на берегу которого играли в волейбол и баскетбол; проводили гонки на скорость.
А 20 мая отравились в большой велопробег по маршруту: Миасс - Златоуст - Мясогутово - Уфа - Бугульма - Сергеевск - Самара - Сызрань - Кузнецк - Моршанск - Демьяновск - Шацк - Коломна - Москва. Подробные отчеты об этом путешествии, автором которых был молодой журналист Владислав Гравишкис, регулярно печатала местная газета.
Ещё до завершения масштабного мероприятия (финиш его состоялся 26 июня 1935 года) студенты Миасского горного техникума Балявин, Лукьянов и Дмитриев задумали провести кольцевой велопробег "Миасс - Москва - Миасс" через города Челябинск, Свердловск, Пермь, Киров, Горький, Москва, Пенза, Куйбышев. Общее расстояние маршрута - четыре тысячи километров. Время в пути предположительно 54 дня.
По словам молодых людей, пробег должен был помочь им культурно провести отпуск, ознакомиться с богатствами промышленных и сельскохозяйственных центров, изучить по пути следования полезные ископаемые, а также развернуть культмассовую работу в колхозах. Что понималось под "культмассовой работой"? А это значило: рассказать сельчанам, как можно организовать сдачу норм ГТО, как устроить волейбольные и футбольные площадки; провести беседы по охране урожая и борьбе с его потерями; попутно - начать вербовку в свой техникум.
"Если нам ВСФК (Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР - ред.) не разрешит въезд в Москву, - заявили будущие геологи, - то маршрут будет изменен, и мы поедем по границе своей области (2600 км). Но план останется в силе".
Городская газета предложила райкому ВЛКСМ, профсоюзам "Башзолото" и "Миассзолото" поддержать инициативу молодёжи, так как смелому замыслу требовалась хорошая материальная поддержка. Но, похоже, никто не поддержал идею кольцевого пробега, потому что никаких упоминаний о нём в газете не нашлось.
Велосипедисты продолжали участвовать в демонстрациях и велоэкскурсиях. Некоторые из них порой нарывались на штрафы. В короткой заметке под названием "Велозайцы" местная пресса сообщала, что "по неточным данным, за май 1936 года милицией задержано и оштрафовано более 50 велозайцев, не зарегистрировавших свои велосипеды".
Двухколесного транспорта в городе становилось всё больше. "Продснаб "Миассзолото" получил для рабочего снабжения 200 мужских велосипедов Пензенского завода" - отмечала газета в 1936 году. И в том же году: "На 1 июня горфинотделом зарегистрировано 542 велосипеда. В прошлом году за этот же период времени было зарегистрировано 400 велосипедов".
Ещё через год в Миассе насчитывалось более 800 велосипедистов. Не меньше было в деревнях и на приисках.
(Окончание следует...)
1. ольга | Голосов: +1 / -0 |
Какая красота! На весь Миасс один автомобиль! Вот было время!
|