Опубликовано: 27.05.2024 08:00 |
В мае жители Миасса стали обнаруживать в своих почтовых ящиках договоры на обслуживание внутриквартирного газового оборудования. И новые "бумажки" стали одной из наиболее обсуждаемых тем в социальных сетях. Обязательно ли заключать договор? Откуда такая цена, и что за эти деньги будет делаться? А что, если уже есть договор? Вопросов у горожан - масса. Как и ответов. Правда часто ответы на одни и те же вопросы кардинально отличаются. Чтобы разобраться в газовой теме, за помощью мы обратились к юристу, управляющему партнёру юридической компании "Гаврюшкин и партнеры" Сергею Гаврюшкину.
- Сергей, наверно, один из самых популярных вопросов - почему жители должны заключать договор на обслуживание газового оборудования?
- В соответствии с действующим законодательством, ответственность за состояние газоиспользующего оборудования лежит на собственниках жилья. Но это не означает, что люди должны сами проверять состояние газовых приборов. Самостоятельно заниматься их обслуживанием и ремонтом запрещено! Поэтому собственнику необходимо иметь договор на техническое обслуживание со специализированной компанией. Специалисты такой компании раз в год приходят для проверки оборудования.
- Но ведь у всех - или по крайней мере у большинства - были договора с газовыми компаниями и раньше. Что изменилось сейчас? Зачем нужен новый договор?
- С 1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 18 марта 2023 года № 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации". Статьёй 3 указанного закона предусмотрено важное условие: договоры о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, заключённые до дня вступления в силу Федерального закона, действуют до их прекращения или расторжения, но не позднее 1 января 2024 года. Простыми словами: все ранее заключённые договоры о техническом обслуживании газового оборудования с 1 января 2024 года утратили свою силу. Именно поэтому требуется заключение новых.
- Раньше несколько газовых компаний в Миассе предоставляли услуги по обслуживанию оборудования. Сейчас всех обязывают заключать договор лишь с одной организацией. Почему?
- Это также продиктовано изменениями в законодательстве. Проводить обслуживание внутриквартирного и внутридомового газового оборудования могут только газораспределительные компании со специальным разрешением, квалифицированными специалистами в штате и круглосуточной аварийно-диспетчерской службой. Кроме того, заключать договор техобслуживания можно только с компанией, которая транспортирует газ до дома.
Филиал АО "Газпром газораспределение г. Челябинск" в Миассе имеет статус газораспределительной организации и имеет право осуществлять техническое обслуживание газового оборудования. В настоящий момент это единственная организация на территории Миасса, имеющая соответствующий статус, поэтому она и заключает договоры с населением.
- А если ранее был заключён договор именно с АО "Газпром газораспределение г. Челябинск"?
- Приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр утверждены типовые формы договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования.
Согласно пункту 5 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Исходя из этого, условия ранее заключённых договоров, не соответствующие условиям, установленным типовой формой договора, являются ничтожными.
Поэтому договор в любом случае необходимо перезаключить по новой - утверждённой Минстроем России типовой форме.
- Жители Миасса также говорят о том, что в новом договоре не прописан перечень работ, который будет выполнять компания в рамках обслуживания газового оборудования. Где и как узнать, что же обязана делать газовая компания?
- Минимальный перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования отражен в приложении к правилам использования газа, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013г. № 410.
Так, кроме визуальной проверки целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотра) внутриквартирного газового оборудования, проверки наличия свободного доступа к нему, проводятся: проверка герметичности соединений и отключающих устройств приборным методом или обмыливанием; разборка и смазка кранов бытового газоиспользующего оборудования; проверка работоспособности (при наличии) устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролирующих параметров за допустимые пределы, их наладка и регулировка; регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы бытового газоиспользующего оборудования, очистка горелок от загрязнений; проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом; инструктаж потребителей по безопасному использованию газа.
- Для заключения договора требуются документы на газовое оборудование. Однако далеко не у каждого они хранятся, особенно если плита, например, была установлена несколько десятков лет назад. Как быть?
- Перечень документов, направляемых вместе с заявкой (офертой) на заключение договора установлен правительством - Постановление Правительства РФ от 14 мая 2013г. № 410. И действительно помимо прочего он содержит в себе документы, подтверждающие состав газового оборудования, документы по опломбировке и прочее.
Но эти документы предоставляются заявителем только в случае их наличия. Отсутствие же таких документов не может являться основанием для отказа в заключении договора.
- Ещё один из популярных вопросов - цена. Откуда взялась именно такая сумма?
- Расчёт стоимости работ и услуг по договорам определён в соответствии с прейскурантом, который размещён на официальном сайте АО "Газпром газораспределение г. Челябинск".
Этот прейскурант разработан в соответствии с утверждёнными Приказом от 29 мая 2023г. № 387/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Методическими указаниями по расчёту размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в жилом доме".
В договорах расчёт стоимости работ, услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования указывается в приложениях к договорам. Стоимость определяется индивидуально, зависит это от типа, характеристик газоиспользующего оборудования, установленного в каждом конкретном жилом помещении.
- Мнения горожан разделились в вопросе очередности действий. Сначала необходимо заключить договор, а затем ждать специалиста, или же наоборот - идти заключать договор следует только после визита сотрудника компании?
- Права и обязанности у сторон сделки возникают только после заключения договора. Поэтому сначала стороны заключают договор о техническом обслуживании газового оборудования, после чего устанавливается график проведения работ по техническому обслуживанию.
- Кстати, на счёт графика. Как и за сколько дней компания обязана уведомить о своём визите?
- О дате и времени проведения работ по техническому обслуживанию газораспределительная организация уведомляет посредством почтовой, телефонной связи или иным способом не позднее, чем за 20 дней до их проведения. Фактически Газпром выполняет обслуживание ВКГО в соответствии с установленным графиком работ в организации.
- А что будет, если договор не заключить?
- Наличие договора на техническое обслуживание газового оборудования является обязательным условием поставки газа. При отсутствии договора поставщик газа в соответствии с пунктами 45-46 "Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008г. № 549, вправе в одностороннем порядке приостановить подачу газа потребителю.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2016г. № 412-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", для собственников, уклоняющихся от заключения договоров на техобслуживание газового оборудования или не пускающих газовиков в квартиры и дома для его проверки и ремонта, предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10000 рублей. За повторное нарушение - от 15000 до 25000 рублей.
1. Почему | Голосов: +30 / -0 |
Как долго ждать своей очереди на заключение договора, если действует одна контора, а жителей в Миассе 150 тысяч? Почему работает всего одно окно и пропускная способность как через игольное ушко?
| |
2. Марина | Голосов: +13 / -1 |
Вы вообще этот договор выидели. Прислали "филькину грамоту" без ФИО, адреса, без суммы. Ну да я подпишу а они потом сумму от фонаря напишут и скажут что вы же подписали. так что плавали знаем. в предыдущем договоре мне газовый счетчик приписали. И каждый раз приходят плиту проверять и в счет включают проверку счетчика, который я в газа не видела. оплачиваю конечно без этой услуги, а только за плиту. Но долг копится.
| |
3. внимательный читатель | Голосов: +0 / -0 |
Марина, так вы когда подписывать будете, вы и увидите же и сумму, и оборудование, которое вам впишут. или как? вы собрались подписать и по почте отправить? не понятно
| |
4. Олег | Голосов: +4 / -0 |
Почему, 10мин на один договор в час 6 договоров, за один рабочий день 48-50 договоров в году 248 раб.дней итого примерно 12400 договоров в год. Абонентов газового оборудования, конечно не 150 тыс, а где то тысяч 30, получается 2 года при условии как поставлена работа этой службы сегодня. Как то так...
| |
5. Игорь | Голосов: +1 / -0 |
Олег, в день около 30 абонентов, примерно в год 6500-7000.договоров условно 50 000 абонентов. Получается значительно больше времени надо.
| |
6. 1 | Голосов: +5 / -0 |
А потом они еще и ходить буду как Энсер. Мало того, что в рабочее время, т.е. люди должны с работы отпрашиваться, тк они не только время указывают "весь день", так еще и хватает наглости писать, что обходчик обедать будет с 12-30 до 13-30.
| |
7. уж | Голосов: +4 / -0 |
а как бы это все организовать в электронном виде-через госуслуги например,
| |
8. Читатель | Голосов: +6 / -0 |
Ладно для чего договор понятно и для чего нужны документы на газ. плиту, паспорт как удостоверение и содержание в нем прописки по адресу тоже понятно а вот копия зелёнки на жилье это вызывает подозрение.
| |
9. житель города | Голосов: +4 / -0 |
А нельзя ли записаться на оформление договора по телефону на определенное время? Открыли бы 2 окна: одно по заявкам по телефону, другое - живая очередь. Или бы в помещении управляющей компании по очереди каждому дому назначили бы день. И вообще не вяжется с тем, что было заявлено, что за май будет выставлен счет за обслуживание газовых плит и оплата автоматически считается заключением договора. Выходит за май требуют заплатить, договор ещё не заключен (владелец газового оборудования ещё не съездил в вашу организацию) и обслуживать газовое оборудование не будут. Простите, а за что платить деньги? Как всегда очередная неразбериха!!!
| |
10. 888 | Голосов: +4 / -0 |
как придут обслуживать так и заплачу...
| |
11. внимательный читатель | Голосов: +1 / -1 |
Читатель, не всегда же человек прописан в квартире, которая у него в собственности. если несколько квартир? а прописан же в одной. для этого и зеленка нужна. а может и наоборот - прописан, но не собственник.
| |
12. миасс | Голосов: +1 / -1 |
внимательный читатель, газовое оборудование точно "прописано" в данной квартире или кто-то будет его перетаскивать?
| |
13. Житель | Голосов: +0 / -0 |
миасс, так договор заключается не с оборудованием, а с владельцем квартиры. Для этого он должен представить документы на право владения.
| |
14. Марина | Голосов: +5 / -0 |
внимательный читатель,
Я недели три назад ходила к ним, мне нужно было плиту подключить. Просила новый договор заключить, а они мне отказали, долг у них там числится. Я им предложила квитанции привезти попозже, а сейчас договор новый заключить так как надо было плиту новую подключить, пыталась разобраться почему мне счетчик в обслуживание включают, короче послали меня. Старый договор с моей подписью не показали. А теперь прислали эту бумажулю и хотят, что бы я снова отпрашивалась с работы и тратила свое время, которое так то денег стоит. | |
15. Почему | Голосов: +8 / -0 |
Наворотили сами не зная что. Требуют, угрожают штрафами, а рациональную работу не организовали в своей конторе.
Где начальник, куда смотрит? Зачем так издеваться над людьми? Сначала продумайте организацию оформления договора, а потом требуйте с народа немедленного исполнения. | |
16. Почему | Голосов: +4 / -0 |
Сделайте приём абонентов по телефонной записи, по талонам, как на приём к врачу.
Сначала хорошо продумайте организацию труда, а потом внедряйте. Потерянное время клиентов в очередях это неуважение к людям. | |
17. Читатель | Голосов: +0 / -0 |
внимательный читатель, хорошо так бывает проживает не там где прописан и прописан но не собственник но если б только посмотреть а то просят копию для чего им копия зелёнки и не утекет ли вся эта ифо. куда нибудь
| |
18. Леди ин блэк | Голосов: +1 / -0 |
У них действует запись по телефону. Сейчас они записывают на начало июля.
|