Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=74933



Радиевая экспедиция и "эксы"
Какие тайны хранит старый вокзал Миасса?

Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 02.02.2024 08:52

Радиевая экспедиция и "эксы"

В 1907 году, согласно официальным источникам, в пристанционном посёлке, в бревенчатом здании с пятью окнами и резными наличниками на фасаде, открылась школа. Построил это здание дорожный мастер Самаро-Златоустовской железной дороги Павел Григорьевич Логинов и сдал в аренду руководству дороги для размещения в нём школы и молельного дома. До 1916 года в школе было две классных комнаты, дети учились в две смены. Дважды в неделю из городской церкви приезжал батюшка, который преподавал Закон Божий. По большим праздникам тут проводились богослужения. В 1936 году было построено ещё одно здание - верхнее. А первое, расположенное выше станции Миасс-1, стало общежитием института минералогии.

Наиболее яркое событие в истории станционной школы никак не связано с учебным процессом, но оно поистине уникально. Это - радиевая экспедиция учёного Владимира Вернадского.

Каждое лето, с 1911 по 1917 год, в здании железнодорожной школы жили и работали участники экспедиции, минералоги и геологи Владимир Крыжановский, Леонид Кулик, Николай Федоровский, Александр Ферсман. В книге "Путешествие за камнем" академик Ферсман так писал о тех миасских днях: "В красивой школе-даче, расположенной на склоне Ильменской горы над станцией, разместилась наша экспедиция. Сюда мы свозили богатые сборы (минералы)".

1908 и 1909 годы запомнились жителям железнодорожного посёлка как время экспроприаций (вооружённое нападение на транспорт и банки с целью захвата денег или оружия). Первый "экс" (его целью было ограбление почты, через которую проходили значительные ценности Верхнеуральского казначейства) прошёл успешно 1 октября 1908 года.

Второй "экс" состоялся в ночь с 27 на 28 августа 1909 года. Согласно документам Екатеринбургского архива, банда из 17 человек готовилась к ограблению тщательно. Помимо 13 снаряженных магазинов к пистолету (130 патронов) и пистолетов системы "браунинг" с четырьмя магазинами (28 патронов), имелись бомбы, запас пироксилина для взрыва дверей сейфов, бинокль, карта местности, электрические фонари, сигнальные свистки, перевязочные средства и пара лёгких парусиновых носилок.

Ранним утром боевики начали наступление на здание миасского вокзала: взорвали пироксилином дверь почтовой комнаты, убили часового в канцелярии, перерубили телеграфные провода, разбили телефоны и жезловую сигнализацию, захватили начальника станции с контролёром, заставили открыть сейф и забрали оттуда около двух пудов золота и 60 тысяч рублей. После этого захватили маневровый паровоз, погрузили добычу и уехали в сторону Златоуста. На станциях Тургояк и Сыростан разрушили телеграф. Не доезжая до Златоуста, сошли с добычей в лес, а паровоз направили в Миасс, где он разбился, столкнувшись со стоящими там двумя вагонами. Боевики долго скрывались от погони, однако вскоре были арестованы.

Средства, добытые "экспроприаторами", передавались партийным органам для издания газет, содержания боевых школ, отсылки в центральные органы партии.

(Продолжение следует…)



1. Алексей
02.02.24 в 14:22   IP: 5.79.176.130
Голосов: +2 / -0
Дополнение.
По мере расширения сети железных дорог в России и увеличения числа работающих на ней происходило становление профессионального образования. Помимо высших учебных заведений в конце XIX - начале XX в. появляются профессиональные железнодорожные училища. В связи с открытием на станции Челябинск железнодорожного технического училища для пополнения железной дороги персоналом, Управление Самаро-Златоустовской железной дороги сочло необходимым открытие общеобразовательных одноклассных и двуклассных школ на ряде станций по типу сельских после окончания которых дети могли поступить в железнодорожное училище.
В их числе на станции Миасс в октябре 1907 года была открыта бесплатная школа для детей обоего пола в возрасте от 8 до 12 лет с программой одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения. Здание для школы было арендовано Управлением Самаро-Златоустовской железной дороги у дорожного мастера П. Г. Логинова.
Школа была неправительственной, содержась на средства Министерства путей сообщения, но в учебном отношении подчинялись Министерству народного просвещения. Согласно закону 1908 года зарплата учителя была 30 рублей в месяц (для сравнения: участковый жандарм получал 50 рублей)
Дети осваивали основы грамотности, арифметику и знание Библии. Система оценок не использовалась, ученики сдавали экзамены по чтению, письму и арифметике в конце обучения.
2. AkulaBig
02.02.24 в 18:35   IP: 5.79.148.51
Голосов: +0 / -0
Всегда с удовольствием читаю очередную главу, но в этот раз возник вопрос. Что означает данная фраза? " Боевики долго скрывались от погони, однако вскоре были арестованы".
3. Брат
05.02.24 в 00:12   IP: 77.222.109.0
Голосов: +0 / -0
AkulaBig, в смысле, вычислили их не скоро. Через агентов, внедрённых в РСДРП.
4. Геннадий
05.02.24 в 18:32   IP: 5.79.175.219
Голосов: +1 / -1
При царе слишком мягко относились к революционерам (это для них добывались деньги), а надо было вешать всех этих разрушителей государства беспощадно.


Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика