Разработать семейство автомобилей с дизельными двигателями - такая цель была поставлена к середине 70-х годов перед конструкторскими службами Уральского автозавода. Работы по установке дизеля на "Урал", по доведению его характеристик до уровня перспективных требований стали первоочередными на заводе.
С июля 1974 по февраль 1975 года были проведены приемочные испытания автомобилей, по результатам которых "Урал-4320" и модификации были рекомендованы для производства. Пробег за весь период испытаний составил около 35 000 км по жаркой пустынной местности: Миасс-Кустанай-Ташкент-перевал Кзыл-Арт-Ош-Самарканд-Бухара-Миасс. Дизельный V-образный двигатель мощностью 210 л.с. обеспечивал высокие скорости движения с грузом до 5000 кг и по бездорожью, и при выезде на дороги (до 85 км/ч), а также возможность без потери динамики эксплуатировать автомобиль в составе автопоезда с прицепом массой до 11500 кг.
Автомобиль был предназначен для перевозки грузов, людей (платформа оборудована съемными скамейками для перевозки 27 человек) и буксирования прицепов по всем видам дорог и по бездорожью. Высоко установленные, защищенные от повреждений узлы автомобиля, шины большого диаметра позволяют преодолевать холмы с углом подъема до 30 градусов, овраги, а в боевых условиях и окопы. Система регулирования давления воздуха в шинах помогает водителю при преодолении участков местности с заболоченным, сыпучим грунтом или снегом. "Урал-4320" оснащался герметизированными агрегатами и системами для обеспечения их надежной работы при преодолении бродов глубиной до 1,5 м.
31 декабря 1975 года был выпущен приказ министра автомобильной промышленности об организации производства модернизированных трехосных автомобилей высокой проходимости "Урал-4320", где предписывалось начать с 1977 года выпуск автомобилей. До конца 1977 года было собрано 25 машин "Урал-4320", а в 1978 году завод выпустил 100 автомобилей с дизельным двигателем.
На базе "Урал-4320" было создано целое семейство трехосных автомобилей с дизельным двигателем: седельный тягач "Урал-4420" предназначенный для буксировки полуприцепов массой до 15000 кг, автомобиль повышенной проходимости "Урал-43202", седельный тягач повышенной проходимости "Урал-44202". Кроме того, были созданы различные модификации для эксплуатации в условиях Крайнего Севера и южных районах.
С каждым годом объем выпуска дизельных "Уралов" непрерывно возрастал, автомобили модернизировались, росло количество их модификаций. На дорогах появились "Урал-4320-01", "Урал-4320-10", "Урал-4320-31", "Урал-4320-30", "Урал-4320-41", "Урал-4320-40".
В настоящее время автомобили этого семейства оснащаются ярославскими двигателями производства ОАО "Автодизель" ("Группа ГАЗ") , отвечающими требованиям экологических норм "Евро-2".
Торжество по случаю юбилея предприятия состоится в пятницу, 1 декабря - сообщает пресс-служба АЗ "Урал".