"Больше биотуалетов и знаменитостей". Эти два фактора считает определяющими для успешной организации культурного досуга одна из участниц недавнего соцопроса.
Шутки шутками, а опрос, проведенный в октябре социологической службой администрации, касался серьезной, если не сказать больной, темы - культурного досуга жителей Миасса. Такие опросы, как и многие другие, проводятся периодически, чтобы видна была динамика отношения населения к работе различных структур городской власти. В последний раз опрос по культуре проводился 4,5 года назад.
Общий вывод, к которому пришла социолог администрации Людмила Коршунова, таков: идет постепенное "одомашнивание" досуга, то есть, с годами число тех, кто предпочитает проводить свободное время дома, растет - не намного, но по сравнению с предыдущим опросом снова сократилось количество посетителей библиотек, музеев, других учреждений культуры.
Первое место среди ответов на вопрос, куда бы хотелось пойти в свободное время, заняли спектакли и киносеансы, на втором по популярности месте у миасцев - массовые гуляния, на третьем - кафе и бары, спортивные секции и клубы по интересам. Примерно каждый седьмой стремится отдыхать с пользой - обучаться, например, языкам или танцам, музыке или рисованию (речь, заметим, идет о взрослых людях). Техническому творчеству и народными промыслам предпочтение отдали бы четыре процента опрошенных. Что касается детей, то их 47 процентов респондентов хотели бы отдать их в спортивную секцию, а еще 42 процента - обучать в различных творческих кружках или студиях.
Если же перейти от пожеланий к делу, то здесь ситуация такова: уличные праздники посетили за последний год треть принявших участие в опросе, торжественные вечера - 22 процента, праздники своей улицы или поселка, концерты профессиональных или самодеятельных артистов - 20 процентов опрошенных миасцев. Вообще праздники на открытом воздухе землякам нравятся - за них высказались более 70 процентов респондентов. Менее всего посетителей привлекают клубы-лектории - их посетили два процента отвечавших на анкеты. Если же проанализировать полученные данные, то получается, что миасцы в основном отдыхают пассивно - смотрят и слушают выступления других людей в четыре раза чаще, чем делают что-либо сами.
Что касается интенсивности культурной жизни горожан, то более четверти опрошенных (27%) за год ни разу не выбрались на культурное мероприятие, 30 процентов "вышли в свет" один-два раза, столько же - по нескольку раз, и только шесть процентов (в основном это пенсионеры и представители интеллигенции) назвали себя постоянными посетителями учреждений культуры.
На вопрос, что мешает приобщаться к культурному досугу, 30 процентов отвечавших на вопросы сказали: отсутствие времени и усталость. На нехватку денег на это раз сослались 23 процента, а во время проведения предыдущего опроса этот ответ был на первом месте. Любопытно, что вдвое сократилось число телеманов - приверженность к "ящику" теперь держит дома 8 процентов респондентов, а не 16, как четыре года назад.
Ценность опроса в том, что примерно 40 процентов факторов, влияющих, по мнению горожан, на качество культурной жизни города, поддаются регулированию. И это - руководство к действию для учреждений культуры. Так, одна из опрошенных молодых женщин в качестве рекомендаций по организации культурного досуга миасцев написала: побольше бы биотуалетов и знаменитостей. Именно в таком порядке. Что же, и "удобства" - тоже один из индикаторов нашей культуры.
Оксана Овсянникова