Как уберечься от мошенников, сохранить свои сбережения - вопрос, который волнует сегодня практически каждого гражданина. Тема это чрезвычайно актуальная. Все мы устали от бесконечных звонков с незнакомых телефонных номеров.
Урок финансовой грамотности прошёл в центральной городской библиотеке имени Ю.Н. Либединского. Гостем библиотеки стала сотрудник одного из миасских банков Наталья Промптова. Она рассказала о том, как не попасться на уловки мошенников, разобрала множество примеров.
На встречу пришли в основном пожилые люди. Увы, некоторые из них уже пострадали от действий мошенников. Так одна женщина потеряла почти миллион рублей. Поэтому вопросов к выступающей накопилось немало.
Итак, по-порядку.
Что делать, если вы потеряли банковскую карту, а потом вдруг нашли её?
"Когда вы потеряли банковскую карту, вы должны зайти в приложение банка и заблокировать её, - поясняет Наталья Николаевна. - Даже, если вам потом карту вернули, лучше перевыпустить её. Будете спать спокойно".
Что касается приобретения товаров на интернет-площадках. Большое количество людей сегодня совершает покупки по средствам всемирной паутины, при этом, конечно, вводят свои личные данные. А вдруг продавец решит их использовать в корыстных целях?
"Для интернет-покупок лучше заведите отдельную карту, - советует специалист. - Уделяйте внимание сайту покупок. Встречаются фальшивые. В начале адресной строки нормального сайта символы - https://. Если вы видите в строке сайта какие-то другие буквы, не стоит заходить на него. Кроме того, если вам предлагают перевести деньги только на электронный кошелёк, лучше отказаться от приобретения товара через интернет совсем".
Для снятия наличных и других банковских операций стоит использовать известные банкоматы. Бывает, что мошенники устанавливают специальные накладки. Поэтому нужно обращать внимание и на клавиатуру банкомата.
"Никогда не заходите по ссылкам, которые к вам приходят, якобы на выигрыш. На 99 процентов это мошенники", - продолжает рассказывать Наталья Николаевна.
К сожалению, часто звонящие работают более изысканно, действуют как профессиональные психологи, разыгрывая целые театральные представления. Их особенность - всё происходит быстро. В один миг к вам обращаются специалисты самых различных служб.
"Вспомните, когда к вам по-настоящему звонили представители прокуратуры или пенсионного фонда? Вы прекрасно знаете, что туда нужно обращаться самим, - продолжает Наталья Промптова. - Возникли вопросы, пешком идёте в необходимый орган, не решайте их по телефону".
В свою очередь, работники банка обращают внимание на странное поведение клиентов. Особенно на тех, кому нужны большие суммы срочно. Недавно, таким образом, удалось предотвратить потерю со счетов клиента немалых сумм.
"Человек пришёл в офис и попросил закрыть вклад. Это показалось странным, что он захотел расторгнуть договор досрочно. Мужчина нервничал и постоянно проверял телефон. Сотрудники добились того, что он рассказал причину, по которой снимает деньги. Объяснил, что утром позвонила внучка и сказала, что ей нужно срочно погасить долг по ипотеке. Когда сотрудник посоветовал позвонить внучке по другому номеру телефона, оказалось, что родственница не звонила, - рассказывает Наталья Промптова. - Прерывайте телефонный разговор. Ни в коем случае нельзя называть коды, пришедшие на телефон. Мошенники якобы предлагают вам оформить запись на приём в пенсионный фонд или в больницу. Имейте ввиду, что в отделении банка клиенту всё-таки придётся сообщить свои персональные данные, если потребуется, назвать смс-код".
Вторая часть встречи была посвящена теме сохранения сбережений. Увы, инфляция грызёт карманы россиян.
Самый простой способ - открыть вклад в надёжном банке под хороший процент. На длительное время можно приобретать металлические сертификаты или драгметаллы в слитках. Здесь, следует учесть, что спред между покупкой и продажей достаточно велик. Поэтому этот метод сбережения средств оправдывает себя тогда, когда металл (или сертификат) покупается на длительное время.
Урок финансовой грамотности оказался полезен пришедшей на него публике. Миасцы поблагодарили гостью за обстоятельный разговор и выразили желание встретиться снова.