Вместе со всей страной переживала школа № 1 тяжёлые военные годы. Сразу после выпускного бала ушли на фронт её учителя и ученики. Некоторые домой не вернулись... Среди выпускников был и Евгений Москвин, чей юношеский дневник обнаружился на чердаке бывшего дома Москвиных и попал в руки краеведов школы № 11, их руководителя Валентины Семёновны Усольцевой.
Евгений окончил начальную школу № 6, а в пятом классе перешёл в среднюю школу № 1, где, кстати, преподавала его мама, Екатерина Алексеевна Москвина, награждённая впоследствии медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
Найденные дневниковые записи, в основном, лирического плана, но как же живо они пробуждают в нас воспоминания о первых школьных симпатиях и их наивных проявлениях...
"В 4 классе начались мои первые "влюбления". Первым моим идеалом была Лида Карнешевич. Свое внимание к ней я показывал тем, что в играх всегда выбирал ее или чаще других колотил. В пятом классе я влюбился в Веру Соколову. Блажь моя доходила до того, что после уроков прибегал домой, залезал на крышу и в бинокль наблюдал, когда она пойдет через базар домой.
В шестом классе я влюбился в Нину Крылову. Она была простая, умная, красивая девочка. В конце учебного года в 6-А приехала новая ученица. Ребята в школе поголовно влюбились в нее, в том числе и я, бросив Нину. Но забыть я ее не мог и во второй раз влюбился в нее. После окончания 7 класса Нина поехала поступать в Златоуст на медицинский факультет. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что она будет учиться в восьмом классе".
...В 1942 году из Ленинграда в Миасс был эвакуирован испанский детдом. Память об этом событии осталась в школьном музее в виде скромной записи о том, что в 1944 году аттестаты об окончании 8 класса получили 19 испанских детей (имена и фамилии перечислены).
А мы напомним нашим читателям, что писала о миасских школах военного времени одна из испанских девочек по имении Консуэло: "Распределили нас между двумя школами - № 1 (начиная с 7-го класса) и № 4 (до 6-го класса). Я попала в первую, а мой брат - в другую. Учились мы в тех же классах и на тех же основаниях, что и местные ученики. Единственное исключение - иностранный язык; поскольку считалось, что для нас иностранным был русский язык, нас освобождали от немецкого, но трое (Цезарь, Анхель и я) как вольнослушатели посещали уроки учителя Крауса и, хоть он нас не спрашивал, старались осваивать и запоминать как можно больше слов и выражений по-немецки.
Кстати, Краус очень любил как русскую, так и испанскую литературу, в неурочное время часто беседовал с нами на эту тему, убеждал, что у русских и испанских писателей много общего, подтверждая свое мнение убедительными примерами.
Помимо программных предметов, у нас были дополнительные занятия - одни по выбору, другие обязательные. Среди них: элементарный телеграф с изучением и практикой в азбуке Морзе; военное дело, (как раскладывать и складывать ружье, курс "Юный Ворошиловский Стрелок", маскировка и обнаружение врага), лыжный спорт и ещё разные виды спорта и физкультуры. С такими предметами мы сталкивались впервые, если не считать, что в довоенное время в ленинградской школе нас учили пользоваться противогазами. При школе № 1 занимались курсанты авиационной школы, эвакуированные из Москвы в ноябре 41-го года.
...Мы часто ходили в кино, благодаря бесплатным пропускам, которые нам давали после выступлений на концертах в фонд обороны. Во время одного из таких киносеансов мой брат рассказал по секрету, что они с другом по два или три раза проходят по одному и тому же пропуску: "Так как наша школа № 4 рядом с кинотеатром "Энергия", нас там все хорошо знают и пропускают!". Счастливчики!"
(Продолжение следует...)