Среди целительских методик, магических курсов, экстрасенсорных школ особняком стоит в Миассе валеологическое движение. Если отбросить слишком красивые и громкие слова, а оставить практическую суть программы, привезённой в наш город педагогом, учёным, физиком-кибернетиком, основателем движения "Образование ради жизни" Талгатом Акбашевым, то получится квинтэссенция здоровьесберегающих методик и технологий - простых, понятных, доступных, без капли мистики и магии.

Первая же весенняя встреча миасских врачей, учителей, работников культуры с Талгатом Акбашевым, состоявшаяся в 1995 году, объединила незнакомых доселе людей в сплочённую команду единомышленников. Единение продолжилось летом на базе отдыха "Азимут", после которого, по словам участников, они "стали по-другому смотреть на мир". На берегу озера Тургояк было решено "сделать Миасс местом традиционных слетов Уральской Школы Акбашева на 10 лет".

Творческий коллектив энтузиастов немедленно взялся за разработку комплексной социальной программы "Миасс - город здоровья и согласия", в основу которой была положена валеология - наука о здоровье. Впервые за много лет две консервативные силы - педагоги и медики - объединились, чтобы научить школьников и учителей быть здоровыми.

С 8 по 11 октября 1995 года прошёл семинар Талгата Акбашева. Многие, уставшие от мессий, магов, ясновидящих и проповедников, думали, что это "очередная лапша на уши". Оказалось, "не лапша". Никто не ушёл. Более того, две с лишним сотни участников договорились не ждать следующей встречи в январе, а начать общаться каждую неделю.

Зам. главы города по здравоохранению Николай Федоров, ставший куратором программы "Миасс - город здоровья и согласия", со страниц газеты признал, что профилактикой болезней, то есть собственно сохранением здоровья, в обществе не занимается никто. А ведь это первейшая задача и медиков, и учителей. По статистике, при поступлении в школу могут считаться здоровыми около 70% детей, а по её окончании таковых остается лишь 10%. С годами ситуация только ухудшается, превращаясь в проблему национального масштаба. В списке побочных эффектов средней школы - близорукость, сколиоз, гастрит и целый букет нервных расстройств. Как сделать школы источниками здоровья, радости, оптимизма? Как научить детей и взрослых общаться друг с другом на принципах понимания, единения, согласия? Эти и многие другие вопросы подтолкнули к разработке системы здоровьетворящего образа жизни города в целом и каждого горожанина в частности.

Разработчики городской программы здоровья запланировали начать подготовку инструкторов-валеологов; провести цикл общегородских семинаров в январе, марте и мае; организовать постоянно действующий семинар по образовательному, медицинскому, общекультурному направлениям; поддержать работу существующих опытных площадок на базе школ № 9, 6, 14, детсада № 39, городской секции учителей начальных классов.

Не всё гладко было в ходе работы над программой. Кто-то, для кого старый проверенный опыт казался надёжней любого нового, принял её в штыки: людям сложно перестроить своё сознание и понять, что только ты сам отвечаешь за своё здоровье.

(Продолжение следует...)