"Весельсгоф, 24-26 октября. Рига, 26 октября - 1 ноября. На перевязочном пункте я познакомился с фельдшером Григорьевым, продолжаем читать в воспоминаниях миасского учителя Ивана Ильина. - Он рассказал, что 24 октября наши начали артподготовку к наступлению. По линии фронта на протяжении двух с половиной верст оставили по 120 батарей по шесть орудий в каждой, то есть всего 720 орудий.

В 11 часов утра начали и до двух часов дня выпустили 22 тысячи снарядов, а потом пошли в наступление. Прорвали немецкий фронт на протяжении четырех верст, забрали трофеи, орудия и прочее военное имущество.

Но вскоре немцы оправились от удара, получили подкрепление и взяли обратно часть фронта. Григорьев говорил, что во время канонады прямо ад был. Потом все стихло, остался только пулеметный треск.

Стали прибывать раненые. Вскоре прибыли летучие санитарные отряды с двуколками, начали помогать. Потом прибыл наш 17-й автомобильный отряд и сразу облегчил разгрузку перевязочного пункта.

26-го нам приказали выехать из Риги опять на мызу Весельдорф. Там мы пробыли до 5 декабря, а 5-го отправились в Псков, где простояли до 12 июня 1916 года. 12-го отряд выступил в местечко Штомангоф на берегу Западной Двины, довольно высоком. Весь берег обложен мешками с землей и огорожен проволочным ограждением. Команда расположилась в школе. 16 июня была сильная гроза, которая разбила голландскую печь в первом взводе. Осколками печи ранило врача и шоферов. Удар молнии был страшно сильный. Мы даже подумали, что это снаряд разорвался. Утром налетел немецкий самолет и сбросил бомбы".

"Эрлаа, 26 июня - 3 июля 1916 года. Ночью приехали в местечко Эрлаа. Остановились около школы, хотели занять площадку для автомобилей. На площадке рос клевер, и школьный учитель попросил начальника разрешить скосить его. Начальник разрешил. И откуда что взялось? Появились косы, солдаты скосили клевер очень быстро, отнесли в сторону кошенины, и на этом месте выстроились наши автомобили.

В Эрлаа мы простояли 7 дней. Я познакомился с учителем. У него в школе учатся несколько детей беженцев. При школе фруктовый сад, он ничем не огорожен, чему я очень удивился. Сыновья учителя только что пришли из училища, сильно натерли ноги. Учитель попросил меня оказать им помощь. Я сделал перевязку и дал мазь. Меня пригласили обедать. Жена учителя принесла к обеду большую тарелку очень крупной виктории".

(Продолжение следует...)