Защита прав потребителей - та сфера юриспруденции, с которой хоть раз в жизни сталкивается, наверно, каждый. Истории по возврату или замене товара у работников торговли происходят чуть ли не ежедневно. Покупатели несут обратно и бытовую технику, и одежду, и испорченные продукты. Но слышали ли вы когда-то о попытке вернуть в магазин увядший букет цветов? Пожалуй, сразу вспоминается шутка про новогоднюю ёлку с возможностью отыграть сделку обратно после праздника. Но ситуация с цветами вовсе не шутка, а самое настоящее судебное дело.
Итак, история, которая легла в основу судебных разбирательств, произошла в Миассе. Молодая девушка в одном из цветочных магазинов города купила букет гортензий, за который отдала более трёх тысяч рублей. Вот только букет не простоял и суток: увял, стал склизким, а на стеблях появились чёрные пятна. Конечно, покупательница обратилась к продавцу с просьбой вернуть ей деньги за некачественный товар. В ответ получила отказ. Тогда за защитой своих прав жительница Миасса отправилась в суд.
Около полугода длились судебные разбирательства. И когда дело близилось к финишу, а девушка понимала, что проигрывает, за помощью она обратилась в юридическую компанию "Гаврюшкин и партнёры".
"Мы подготовили и подали уточнённое исковое заявление, где указали положения Закона "О защите прав потребителей", а именно то, что продавец должен был сообщить покупателю исчерпывающую информацию о товаре для его правильного выбора и дальнейшего ухода, в том числе о действиях, которые нужно произвести для сохранения потребительских качеств и свойств товара. Изменив основание иска, мы приложили дополнительные доказательства для усиления позиции потребителя", - рассказала юрист компании "Гаврюшкин и партнёры" Евгения Киселёва, которая представляли интересы покупательницы в суде.
В свою очередь управляющий партнёр компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергей Гаврюшкин разъяснил, что покупатель имеет право не только на качество и безопасность, но ещё и на информацию.
"Необходимо понимать, что каждый потребитель имеет право не только на качество, но и на информацию. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 495 ГК РФ, продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Аналогичные нормы содержатся в Законе "О защите прав потребителей". Так, в пункте 1 статьи 10 Закона говорится о том, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. А из положений пункта 4 статьи 12 Закона следует презумпция отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), - пояснил юрист Сергей Гаврюшкин. - Но в нашей ситуации продавец на этапе выбора и покупки букета не озвучил особенности условий ухода за этим букетом для сохранения его потребительских свойств и качеств".
С этими и другими аргументами и было подано уточнённое исковое заявление в суд. И после этого мировой судья судебного участка № 7 в Миассе согласился с доводами истца и юристами, представляющими его интересы. Решением суда цветочный магазин теперь должен вернуть покупательнице 3390 рублей, которые она заплатила за букет, а также 2000 рублей компенсации морального вреда. Кроме того, предприниматель обязан заплатить ещё и штраф за отказ удовлетворить требования потребителя добровольно.
"Помните, что законодательство защищает ваши права и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет вам правильно вести себя в ситуациях, когда ваши права нарушаются. Безусловно, бывают и спорные ситуации. В таком случае всегда можно обратиться за помощью к специалистам", - подвёл итог юрист Сергей Гаврюшкин.