Богат Миасс талантливыми людьми - и с этой истиной не поспоришь. Таланты сегодняшнего дня на слуху и на виду у всех нас, зато имена тех, кто жил в прошлом или позапрошлом веке, частенько незаслуженно нами забываются.
Вот, например, в 1925 году приехал в Миасс и прожил здесь до глубокой старости педагог-новатор Иван Иванович Ильин. Простое имя, простая фамилия - почему же о нём до сих пор помнят старожилы?..
Родился Иван Ильин в 1880 году в Нижне-Сергинском районе Свердловской области. В восемь лет пошел в начальную школу, в тот же год потерял отца, а вскоре лишился и матери. Остался малец с 18-летним братом, который подвозил на завод флюсы, зарабатывая три рубля 50 копеек. Этих денег только и хватало, что на хлеб да на овёс для лошади.
Чтобы как-то выжить, перебрались ребята в Теплогорский завод к замужней сестре. Старший брат работал на заводе, шил одежду на заказ, младший собирал чугун, чинил дороги, получая 20 копеек в день.
В 11 лет Иван окончил начальную школу, а в 15 поступил в только что открывшуюся "второклассную, учительскую, с сельскохозяйственными курсами, школу на Миссионерском хуторе". Школа размещалась в двухэтажном здании в 20 км от города, имела свое хозяйство, обрабатывала 50 десятин земли. Приезжая с каникул, ученики жали, косили, молотили, сушили зерно. "Режим был строгий, - вспоминал позже Ильин. - Утро и вечер сопровождались продолжительной молитвой с пением и чтением".
В 1898 году Иван Ильин уехал преподавать в деревню Накаряково. Активный, любознательный, не чуравшийся никакой работы (умел плотничать, слесарить, ухаживать за землёй), молодой учитель прекрасно ладил с учениками и их родителями, простыми крестьянами.
Гораздо труднее было уживаться с инспекторами и директорами, любившими чинопочитание и лизоблюдство. Из-за этого честному и принципиальному Ильину приходилось часто менять место работы, переезжать с места на место вместе с семьёй, в которой один за другим народилось шестеро детей: Александр, Павел, Виктор, Вера, Нина и Михаил.
В 1901 году Иван Ильин выдержал экзамен в Екатеринбургской мужской гимназии и получил звание учителя народных училищ.
Был он не простым учителем, а учителем-новатором. Например, придумал вести систематический учёт ученических ошибок двумя способами. Первый - выписывание ошибок, чтобы затем вернуться к материалу, который ребёнок не усвоил. Второй - вычерчивание графика ошибок каждого ученика по дням, месяцам и так на весь учебный год. Эта работа требовала большого трудолюбия и усидчивости, но приносила свои плоды.
…В 1925 году Ильин переехал в Миасс. Работал в ФЗУ, профтехшколе, трудовой коммуне, совпартшколе. Преподавал русский язык и литературу, историю, химию, вёл столярное дело и технику безопасности. Читал лекции на темы: "Воздух как путь сообщения", "Происхождение животного мира и человека", "О трёх силах природы", "Образование Земли и её охлаждение".
Стремился развивать в учениках творческие способности, да и сам писал стихи, рассказы, песни, поэмы, записывал частушки. Будучи библиофилом, собрал частную библиотеку - одну из лучших в городе. Дети любили учителя, который не только хорошо знал и доходчиво объяснял учебный материал, но и многое умел делать своими руками.
Известно, что Ильин был незаурядным изобретателем. В частности, в декабре 1935 года он разработал новую конструкцию парты: сделав верхнюю крышку подвижной (она могла быть горизонтальной или наклонной), учитель посадил учеников не рядом, а друг за другом, обеспечив каждому индивидуальное место. Однако дать жизнь изобретению, получившему положительную оценку методистов педагогического училища, оказалось делом крайне трудным. В течение 1936 года Ильин обращался с предложением о внедрении новой парты в различные учреждения, но ответа так и не получил. И напилочный завод выделил средства на изготовление парт для школы фабрично-заводского ученичества МНЗ.
15 ноября 1936 года 26 парт были готовы и размещены в миасской школе ФЗУ. Из школы ФЗУ Челябинского тракторного завода приехали эксперты, составившие положительный отзыв о новой модели и взявшие чертежи, чтобы сделать такие же парты для своих учащихся. В обеих школах опытная партия прослужила верой и правдой почти два десятка лет. Изобретателю завод выплатил 500 рублей. Но Ильин был немало удивлён тем, что его поддержали не работники народного образования, а люди, работающие совсем в иной сфере.
Новая модель парты, кстати, - не единственное изобретение педагога. Своими руками он создал также уникальные "вечные часы", которые показывали не только время, но и число, день недели, месяц и год.
Учительскую династию продолжили трое из шести детей Ивана Ивановича Ильина.
Сын Павел Ильин был директором школы в Тыелге. Дочь Нина Кулаева (Ильина) работала в школе № 1 (учителем, потом директором) и школе ФЗУ № 1. Позже преподавала в педучилище, где стала одним из инициаторов создания музея боевой славы. Ещё один сын - Михаил Ильин - защитил кандидатскую диссертацию, был автором более 180 научных работ, имел 110 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Работал научным руководителем лаборатории перспективных разработок Санкт-Петербургского института машиностроения, был профессором кафедры "Станки и инструменты".