На вопросы корреспондентов местных СМИ отвечает первый заместитель главы администрации Миасса Сергей Портной.
- Прокомментируйте, пожалуйста, требования пикетчиков, которые на днях возле администрации выступали против роста тарифов.
- Тарифы были приняты в результате системных действий, предусмотренных законом, с юридической точки зрения все требования соблюдены. Тарифы на 2006 год были достаточно жестко проконтролированы, и многие руководители предприятий жилищно-коммунальной сферы остались недовольны результатом. Не потому, что хотели бы заработать больше, а потому что подавали на утверждение обоснованные тарифы. То, что они затем оказались занижены по тем или иным причинам, негативно отразится на экономике предприятий, которые будут испытывать дефицит денежных средств, но с этим, надеюсь, они справятся. В то же время, испытывать запас их прочности бесконечно тоже нельзя, иначе система может остановиться.
Недовольство населения усугубило введение сезонной оплаты за тепло. Это не чье-то произвольное желание, решение о введении сезонной оплаты было принято еще предыдущим созывом депутатов, но его реализация была отложена сначала до лета, а потом уже нынешний созыв был вынужден еще отодвинуть срок до нового года. С финансовой точки зрения это дало положительный эффект. В сезон пиковых платежей за электроэнергию и газ сборы с населения увеличиваются, это помогает рассчитываться с поставщиками энергоносителей.
Безусловно, все это малоприятно, населению тяжело платить такие суммы, но это реальные цены на услуги. Теперь нужно сосредоточить усилия на эффективном их расходовании, надо менять свою психологию и думать в этом направлении.
- Есть ли возможность сделать процедуру оформления субсидий менее затратной по времени и силам?
- Глава администрации провел совещание по субсидиям и попросил специалистов подготовить такие предложения, хотя законом прописана довольно жесткая процедура. Необходимо подтверждать вроде бы очевидные вещи. Над этим думают и, надеюсь, что какие-то решения по облегчению процедуры будут найдены.
- Уж если была введена строка сбора на капитальный ремонт, может, стоило более настойчиво и последовательно объяснять жителям, что это щадящий способ накопления средств на ремонт домов - когда-то ведь их все равно надо будет ремонтировать.
- Стоимость решения об отмене тарифа на капитальный ремонт около двух миллионов рублей. Конечно, это не очень большие деньги, но они помогли бы начать какие-то работы, управляющим компаниям, с которыми жители заключат договоры, было бы проще на первых порах. Но законного основания сегодня вводить этот сбор нет, и жители грамотно нам об этом напомнили. Готовится решение об отмене этого тарифа, а дальше собственники квартир с управляющими компаниями сами будут принимать решение, какой ремонт делать, какую организацию нанять, и собирать деньги на этот ремонт.
- Если управляющие компании создаются на базе предприятий, оказывавших жилищно-коммунальные услуги, насколько они будут заинтересованы в том, чтобы экономить средства жильцов? Как убедить людей, что такая заинтересованность будет?
- Людей можно убедить только результатами работы. Они должны увидеть реальные дела каждой управляющей компании, оценить их и спросить за каждый свой рубль. Роль главного ревизора с появлением управляющих компаний берет на себя население. У жильцов есть право переизбрать управляющую компанию, перезаключить договор. Задача администрации - обеспечить условия, чтобы управляющие компании пришли на рынок надолго, а лучше навсегда, чтобы они были надежны, прекратилась бы череда банкротств, которую мы наблюдали в последнее время среди предприятий сферы ЖКХ. И это опять же связано с уровнем тарифов. Нужно найти золотую середину между недостатком денежных средств и качеством услуг.
- Сколько в городе управляющих компаний?
- Их число может быть неограниченным. Закон запрещает регулировать этот процесс. Ограничить создание управляющих компаний нельзя, иначе возникнет диктат и приведет к тому, что люди лишатся права выбора. Нам нужно пройти период формирования новой системы взаимоотношений с жителями и управляющими компаниями, не нарушив ничьих прав и сохранив на переходный период существующую систему, которая, хорошо или плохо, но работает. Резких движений делать нельзя. Первоначально планировалось, что будут созданы четыре или пять управляющих компаний, которые администрация могла бы рекомендовать миасцам, то теперь их становится больше - шесть, восемь. Мы попытаемся предложить населению на то время, пока оно определится с выбором, заключить договоры с несколькими компаниями с обязательным указанием сроков, когда они должны войти в легитимные рамки выстраивания отношений собственниками жилья, с поставщиками услуг. В администрации готовится соответствующее постановление, оно в стадии обсуждения, а когда будет подписано - мы опубликуем его в СМИ.
- До какого срока жители должны сделать свой выбор?
- До 1 января 2007 года. Если жители дома не определят, какой управляющей компании доверить управление домом и не выберут иной формы управления, администрация должна будет провести конкурс и выбрать для этого дома управляющую компанию.
- Смогут ли жители поменять управляющую компанию после 2007 года?
- Конечно, если в рамках договора будут нарушены его условия.
- До 2007 года кто будет представлять интересы жителей тех домов, кто еще не заключил договоров с управляющей компанией, если будет ликвидирована служба заказчика?
- Пока нет законных оснований для организации работы по новой схеме, должна действовать старая. Но если не начать работу в рамках нового Жилищного кодекса сегодня, то к 2007 году так и не будут решены многие вопросы организационного, технического, юридического плана. Так что параллельно со службой заказчика, которая продолжает выполнять свои функции, мы предлагаем населению заключать договоры с управляющими компаниями в установленном законом порядке. Пробуем постепенно передавать им функции службы заказчика. Реформа займет не один месяц, может быть, не один год.
- За жилищно-коммунальные услуги жители платят сами, а кто будет финансировать ремонты, например, магистральных сетей?
- Администрация не самоустраняется от решения любых проблем города. Все расписано в бюджетном и в Жилищном кодексах. Если, условно говоря, требуется проложить новую теплотрассу в каком-то районе, делается проект, определяются источники финансирования. Такие капиталоемкие проекты не перекладываются на плечи жителей. Они, согласно Жилищному кодексу, платят за текущий ремонт и содержание жилья, и, как уже говорилось, за капитальный ремонт по решению собрания жильцов.
- Если весной при таянии снега потечет крыша - куда обращаться сегодня жителям?
- Если они заключили договор с управляющей компанией - к ней, если нет - как и раньше, сначала в свой жэк, если нет реакции -- в службу заказчика.
- Не будут ссылаться, что убрали статью на капитальный ремонт?
- Выполняться должны работы, обеспеченные финансированием. А если речь будут идти о капитальном ремонте - на это средств нет. Но и до сих пор отдельно средства на капитальный ремонт не собирались, а ремонты кровель делались. Специалисты разберутся, что к чему относится, и предложат свои решения.
- На подъездах многих домов вывешиваются объявления, что нужно срочно заключить договор с той или иной управляющей компанией. Есть случаи, когда людям отказывают в выдаче справок, пока не подпишут такой договор, причем иногда даже не дают познакомиться с текстом.
- Такая постановка вопроса неправильна - срочно придите и подпишите. Тем более если не дают познакомиться с текстом договора. Это беззаконие. Если такие факты есть, людям надо обращаться письменно хотя бы на мое имя или в правоохранительные органы. Никто не имеет права принуждать жителей заключать договор. Здесь у каждого должна быть четкая позиция - если не хочу, то и не подписываю. Если подписали в этот период необдуманно - договор можно расторгнуть.
- Как будут строиться взаимоотношения администрации и управляющих компаний?
- Администрация планирует подписывать договоры взаимодействия с управляющими компаниями, которые придут на рынок. На первом заседании координационного совета, который пока в стадии создания и в который войдут их представители, обсуждался проект такого договора. Попытаемся определить правила работы управляющих компаний на территории Миасса. Этот договор не будет содержать каких-то финансовых обязательств или противозаконных требований к управляющим компаниям, он будет определять те моменты, которые дадут администрации уверенность. что компания не исчезнет, не разорится по непонятным причинам, что можно будет осуществлять мониторинг объема и качества предоставляемых услуг.
- Чем муниципальная управляющая компания будет отличаться от частных, будут ли у нее какие-то преимущества или привилегии?
- В правовом плане у нее никаких отличий нет. А вот что касается функциональных ее особенностей - эти вопросы мы тоже будем решать на координационном совете. Сейчас сказать, что муниципальная компания будет иметь какие-то привилегии, я не могу.
- Если управляющих компаний будет много - это не приведет к тому, что на жителей лягут лишние расходы на содержание их аппаратов?
- Сверх тарифа жители платить ничего не будут, расходы на содержание аппарата управления в нем предусмотрены, и управляющая компания должна будет в них уложиться. Разве что жители сами решат управленцу платить дополнительно. Деятельность управляющих компаний - это бизнес, они должны прийти на рынок с определенным запасом финансовой прочности, иметь деньги, чтобы начать работать. Насильно в этот бизнес никто никого не тащит.
- Есть ли информация о том, сколько в городе домов, где все квартиры приватизированы, и сколько таких, где роль администрации в выборе управляющей компании будет достаточно весомой?
- Могу сказать только усредненные цифры: на сегодня около 30 процентов жилищного фонда не приватизировано. И когда управляющие компании собирают жильцов на собрание, они должны уведомить и администрацию, чтобы мы могли прислать своего представителя. Хотелось бы, чтобы это делалось не формально, а то иногда звучат замечания, что администрация проигнорировала собрание. Нужно удостовериться, что информация дошла до адресата и обозначена фамилия специалиста от администрации. Это будет корректно.