Начало строительства автозавода положили рабочие московского автозавода, которые в конце сурового военного 1941 года выехали на Урал и Поволжье, чтобы на новых местах в кратчайшие сроки, приступить к выпуску автомобильной продукции.

Было организовано 5 заводов:

Всей работой по эвакуации людей и оборудования, становлению заводов на новых местах руководил видный деятель автомобильной промышленности нашей страны Иван Алексеевич Лихачёв, имя которого теперь носит Московский автозавод. И у нас в Миассе одной из улиц в центральной части города присвоено имя И.А. Лихачёва.

О том, насколько большая работа была проведена Московским автозаводом, говорят следующие данные: всего с завода эвакуировано 6 907 работающих, а с членами их семей 14 166 человек. Демонтировано и отгружено 12 800 единиц оборудования. Итого было отправлено вышеуказанным заводом 7 708 вагонов и платформ.

Для руководства строительством и монтажом новых заводов на Волге и Урале было создано специальное главное управление "Глававтозаводов" с центром в Челябинске. Его начальником был назначен Иван Алексеевич Лихачёв, а главным инженером Григорий Сергеевич Хламов. Кадры московского автозавода стали основным костяком новых предприятий, пока остававшихся филиалами Московского автозавода. В течение нескольких месяцев они пополнялись кадрами за счёт местных жителей, демобилизованных по ранению.

Находившаяся в Ульяновске наиболее многочисленная группа московских автозаводцев разделяется на три части: одна часть должна была возвратиться в столицу (так как 6 января 1942 года ГКО приняло решение о восстановлении выпуска автомобилей в Москве), другая оставалась в Ульяновске на автозаводе, а третья группа реэвакуируется в Миасс для организации моторного производства. Соответственно делится и оборудование. Эта работа началась несколько раньше, после уточнения в ноябре 1941 года мест расположения и специализации вновь созданных заводов. Главным вопросом в начале организации завода был вопрос о выборе площадки для его размещения. Наиболее подходящим местом являлась строительная площадка оборонного завода в 12 километрах к северу от города Миасс, где уже была возведена коробка одного из цехов, в котором впоследствии разместился моторный корпус, и несколько небольших вспомогательных зданий. Была уже проложена шестикилометровая ветка железнодорожной станции Миасс.

В соответствии с вышеуказанным решение ГКО, наркомат боеприпасов передал 10 декабря 1941 года миасскую стройплощадку в ведение Наркомсредмаша.

В течение зимы 1941-1942 годов проходила отправка людей и оборудования из Ульяновска в Миасс. Многодетные семьи отправлялись в теплушках, а небольшие семьи и одинокие отправлялись пассажирскими поездами, которые в то время ходили без расписания.

Продолжение следует...