Независимо от возраста, рода своей деятельности, статуса и положения в обществе почти каждый человек является потребителем. Необходимость удовлетворять бытовые потребности вынуждает его постоянно участвовать в экономическом обороте товаров, работ и услуг, совершая разного рода покупки, заключая договоры, письменные и устные.
Специалист-эксперт Роспотребнадзора Миасса и Карабаша Жанна Вакушина напоминает, что потребитель должен помнить о своих правах и, конечно же, не стесняться отстаивать их.
- Жанна Евгеньевна, чем, прежде всего, должен руководствоваться потребитель, который намеревается приобрести товар, оплатить услугу или производимую работу?
- Самое главное, чтобы приобретённый товар, производимые работы или оказанные услуги были безопасны для жизни и здоровья, а их качество соответствовало договору.
- Бывают ли такие ситуации, когда в договоре нет информации о качестве товара?
- Конечно, бывают. Но тогда товар должен соответствовать обычно предъявляемым требованиям и определённым целям. Например, когда в инструкции к сотовому телефону указано, что имеется функция "ик-порт", а фактически она не работает, то возражение продавца о том, что "ик-портом" сейчас никто не пользуется, ведь есть и "блютуз", - не принимаются. Такой товар лучше не покупать.
- А если потребитель, купивший, допустим, телефон с "ик-порт", лишь дома обнаружил невозможность воспользоваться данной функцией?
- И это нередкий случай, когда недостатки в товаре обнаруживаются во время эксплуатации. В такой ситуации потребитель вправе по своему усмотрению потребовать или замены на товар этой же марки (модели и артикула), или замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены. Также, по желанию, покупатель может потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
- Можно ли отказаться от товара, попросив продавца вернуть деньги?
- Да, такое право есть у потребителя. Он может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Причём товар потребитель возвратить может и за счёт продавца. Также потребителю возмещаются убытки, причинённые ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
- В какие сроки покупатель может предъявить вышеперечисленные претензии в отношении недостатков товара?
- В течение гарантийного срока или срока годности. Если же таковых не установлено, то товар вернуть можно в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
И главное не забывать, что защищать свои права - это вполне законные и цивилизованные действия.
Евгения Поносова