К серьезным преобразованиям в обучении детей музыке готовятся педагоги музыкальных школ. Для обсуждения грядущих изменений в системе обучения музыкантов вчера, 21 января, директор ДШИ № 5 Галина Никитина, которая побывала в столице на посвященной этому вопросу трехдневной конференции, пригласила всех коллег пообщаться и обменяться мнениями.
Прежде всего Г. Никитина отметила ярко выраженную тенденцию ухода от традиционных академических канонов. Действительно, последнее время и в миасских школах искусств появляются интересные и не относящиеся к академической или народной музыке ансамбли: например, любимцы публики из ДШИ № 3 джазовый ансамбль "Take five", где рояль перекликается с синтезатором, а контрабас - с бас-гитарой. Порадовало, говорит Г. Никитина, то, что на конференцию съехались музыканты из всех российских регионов. "Нас все еще много, - восклицает Галина, - и мы не сдадим позиций".
Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства в России обозначил на конференции министр культуры России. Прежде всего, обсуждалась проблема экономического развития: музыкальные учреждения пока не имеют достаточной поддержки со стороны государства. Министерством культуры разработана программа, рассчитанная на 2008-2015 годы, которая предусматривает увеличение финансирования школ искусств.
Огорчает работников ДШИ и музыкальных вузов также несоответствие количества поступающих в музыкальные училища и количество выпускников ДШИ, поскольку мало кто видит возможность дальнейшего обучения и, тем более, построения музыкальной карьеры.
На московской конференции речь шла, как рассказывает Галина Никитина, о четырех- и даже пятиступенчатом процессе музыкального образования: к цепочке "школа-училище-вуз" вероятнее всего в полной мере присоединятся детский сад и аспирантура.
Во втором отделении состоявшейся в ДШИ № 5 встречи темой разговора было творчество почетного гражданина Миасса Бориса Чагина. Произведения миасского композитора из "Детской тетради для фортепиано" музыковед, директор ДШИ № 5 Галина Никитина и заслуженный работник культуры России Ирина Коржова предложили присутствующим педагогам внести в программу обучения игры на фортепиано от начального до среднего звена. Пьесы эти, на первый взгляд кажущиеся сложными для юных музыкантов, на практике вполне можно освоить, что и доказала, раскрыв некоторые педагогические хитрости, Ирина Коржова в проведенном мастер-классе. Кроме того, отпустив на волю свою фантазию, считает И. Коржова, можно увлечь ребенка и тем самым научить его самому главному: слышать, чувствовать музыку, видеть рождаемые ею образы, а яркие по эмоциональной окраске произведения Бориса Чагина как нельзя лучше подходят для такой методики.
В завершение встречи присутствующие познакомились с новинками музыкальной методической литературы. Среди них были такие любопытные названия как: "Интернет для музыканта", "Компьютер и инновации в музыкальной педагогике", множество пособий для обучения детей от трех до пяти лет и даже "Школа игры на синтезаторе". Все присутствовавшие на представлении пособий учителя были крайне заинтересованы новинками, поскольку музыкальное, как и любое образование не стоит на месте, стараясь угнаться за новейшими технологиями. К примеру, в миасских музыкальных школах уже введен такой предмет по выбору как игра на синтезаторе. Это интересно, современно и просто, говорят учителя и охотно идут навстречу новому.
Софья Овсянникова