Вчера, 17 декабря, в России вступил в силу новый Федеральный закон - "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". К концу декабря вступит в действие аналогичный закон, касающийся масложировой продукции. Впервые понятие "молоко натуральное", а также безопасность потребителя и его право на полную и достоверную информацию о предлагаемых ему продуктах будет защищено на уровне федерального законодательства.

В законах содержатся требования к безопасности молока и молочных продуктов, в том числе продуктов детского питания на молочной основе, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к терминологии, упаковке и маркировке. Так, закон содержит 102 определения - что, например, должно стоять за словами "молоко питьевое", и какой продукт может претендовать только на звание "молочного напитка", что такое "молоко цельное", и что значит "продукт молокосодержащий". Теперь производитель лишается права под обобщенной этикеткой "молоко" продать покупателю продукт, восстановленный из сухого или концентрированного молока. Он обязан разместить на упаковке исчерпывающую информацию о том, что находится в пакете или банке и как это изготовлено.

К упаковке закон тоже предъявляет достаточно серьезные требования - начиная с ограничений по весу для продуктов детского питания и заканчивая размером шрифта, которым должна быть напечатана информация для покупателя.

В советские времена, как пояснил руководитель миасской службы "Роспотребнадзора" Владимир Береснев, существовали ГОСТы на молочную продукцию. Затем наступил период, когда предприятия получили право самостоятельно разрабатывать рецептуру производимой продукции, менять соотношение ингредиентов, вводить разнообразные добавки. "Роспотребнадзор" имел право контролировать производителей только в плане соответствия их товара требованиям безопасности. Покупателю приходилось самому на вкус определять, чью "сгущенку" лучше не приобретать, и какой производитель вместо натурального молока торгует разведенным сухим. Теперь закон обязывает производителя честно указать, клал ли он, к примеру, в сгущенное молоко крахмал. От покупателя требуется только внимательно изучать информацию на упаковке товара.

В. Береснев сообщил, что в ближайшее время его подчиненные в ходе плановых и внеплановых проверок начнут следить за тем, соответствует ли предлагаемый покупателям товар требованиям нового закона. Задача миасских санитарных врачей облегчается тем, что сейчас в городе нет производителей молочной продукции, но достаточно серьезные требования предъявляются и к тем, кто ими торгует. Плановых проверочных мероприятий на будущий год запланировано 120, внеплановые проводятся по письменным обращениям заинтересованных юридических и физических лиц, предпринимателей и покупателей.

В то же время, в разъяснительном письме, которое поступило в "Роспотребнадзор", говорится, что в целях "…недопущения в этой связи какой-либо разбалансированности или дестабилизации в снабжении населения соответствующими продуктами питания, которая может быть обусловлена объективными издержками, сопровождающими начальный период практического внедрения данного Технического регламента, …возможность квалификации соответствующих действий хозяйствующих субъектов, реализующих молоко и продукты его переработки, как вводящих в заблуждение потребителя, допустима только в том случае если ими не обеспечивается в принципе соблюдение нижеизложенных положений законодательства".

Информацию для покупателей в переходный период продавец может донести в любой доступной форме (ярлыки, листки-вкладыши и т.п.), включая демонстрацию роликов на телеэкране в магазине. Эти меры должны обеспечить спокойный, без привычных для россиян побочных эффектов, переход на мировые стандарты в торговле молочными продуктами.

Любые перемены в законодательстве и ужесточение требований в нашей стране являются соблазном для производителя - есть повод повысить цену. Однако в данном случае, по мнению В. Береснева, объективных предпосылок для этого нет. Новую упаковку за полгода можно было разработать и выпустить, затраты при этом не увеличились, а проверку продукции на ее соответствие новым требованиям и оформление документов на нее "Роспотребнадзор" обязан делать бесплатно. По здравому рассуждению, в такой ситуации должны бы снизиться цены на менее качественную продукцию, которую раньше продавали по цене "настоящей". Но поживем - увидим.

Кстати, на прилавках Миасса молоко самых популярных в городе производителей уже имеет маркировку "молоко питьевое". Цена прежняя.

В конце декабря вступит в силу закон о масложировой продукции, и покупатели смогут узнать достоверно, что ему предлагают намазать на хлеб, из чего выжато растительное масло, приготовлен майонез. Технический регламент на масложировую продукцию касается также глицерина и хозяйственного мыла - как продукты переработки натуральных жиров.

За нарушение новых законов, говорит В. Береснев, виновным грозит административная ответственность, а если они поставили под угрозу безопасность потребителя, продукты могут быть сняты с реализации, а то и само производство остановлено - но это только по решению суда.

  Оксана Овсянникова