Мировой финансовый кризис отразился на состоянии дел на предприятиях автопрома. Однако нынешние негативные тенденции имеют существенные отличия от проблем, которые переживали отечественные производители с момента перехода страны от плановой экономики к рыночной.
С того периода в автопроме произошла масштабная глобализация: образовался крупнейший машиностроительный холдинг "Группа ГАЗ" (объединил около тридцати активов, включая и автомобильный завод "Урал" в Миассе), Камский автомобильный завод за счет поглощения ряда компаний-партнеров превратился в Группу "КАМАЗ", в секторе легкового автомобилестроения укрупнился "АвтоВАЗ". Эта тенденция, безусловно, является положительной, поскольку позволяет компаниям достичь синергетического эффекта при выводе на рынок новой продукции, а также синхронизировать отрасль как при подъеме, так и в периоды кризиса. Таким образом, наличие в российском автопроме крупных финансово-промышленных группировок позволяет говорить о системности: если поднимается - то вся отрасль, но и падение также касается всех.
В 2007 году на рынке большегрузных автомобилей СНГ выросли все: автомобильный завод "Урал" - на 48,8%, "КАМАЗ" - на 21,8%, Минский автомобильный завод (МАЗ) - на 11,1%, Кременчугский автомобильный завод (АвтоКрАЗ) - на 38%. Недаром и "КАМАЗ", и автомобильный завод "Урал" вошли в первую сотню наиболее динамично развивающихся компаний России за период 2003-2007 г.г. - по оценке журнала "Секрет фирмы" (издательский дом "КоммерсантЪ").
Данная тенденция сохранилась и в первом полугодии 2008 года. Тем не менее, уже по итогам третьего квартала можно говорить о существенном замедлении продаж. Так, у АЗ "Урал" рост объемов производства за первый квартал 2008 года к аналогичному периоду прошлого года составил 41,4%, за второй - +26,4%, а за третий - +18,1%. У "КАМАЗа" эти показатели - +19%, +15,1% и +9,8% соответственно (данные официальных сайтов производителей - прим. автора). По итогам года оба автозавода покажут положительную динамику, но вероятней всего, он как раз впишется в мировые нормативы роста. По крайней мере, на днях "КАМАЗ" объявил, что в 2008 году рост составит 5,7% (данные "РосБизнесКонсалтинга").
Кризис в автопроме и действия производителей
В условиях банковского кризиса, падения цен на нефть и замедления темпов строительства жилья и дорог, основные потребители снизили инвестиционную активность, что, следовательно, отразилось и на продажах грузовиков. Дополнительным негативным фактором в условиях кризиса стало падение цен на металлопрокат на мировых рынках. Металлургические компании лишились возможности компенсировать замедление отечественного рынка за счет экспорта, и, в большинстве своем, вынуждены были существенно пересматривать производственные планы, графики и режимы работы, численность персонала. Так, остановились на неопределенный срок "Уфалейникель" (Верхний Уфалей) и "Челябвтормет", совершили кратковременные простои и сократили рабочие недели до трех-четырех рабочих дней Магнитогорский меткомбинат, "Мечел" и ЧЭМК. Практически все компании объявили о сокращении численности: "Уралредмет" (Верхняя Пышма) - на 400 чел. (примерно половина трудящихся), "Уфалейникель" - на 400 чел. (чуть более 10%), Кыштымский медеэлектролитный завода - на 374 чел. (18%), Группа ЧТПЗ, "Магнезит" (Сатка), Ашинский металлургический завод (данные изданий "КоммерсантЪ-Урал" и "Российской газеты").
Эти проблемы бумерангом коснулись автопрома. "КАМАЗ" перешел на "четырехдневку" и объявил о сокращении численности на 10%. Горьковский автозавод снял с производства "Волгу" и скорректировал планы по производству "Газелей" и "Соболей". "АвтоВАЗ" уже в октябре предупредил, что после новогодних праздников простоит добрую половину января. На территории СНГ пришлось оптимизироваться и тем производителям, чей основной рынок сбыта - России. Вчера украинский "АвтоКрАЗ" объявил о переходе на четырехдневный режим работы и сокращении 7% персонала. Соседствующий с ним Кременчугский автосборочный завод, занимающийся на своих площадях сборкой китайских тяжелых грузовиков "FAW", с ноября сокращает рабочую неделю до четырех дней. Рассматривается вариант о двухнедельном простое Минского автомобильного завода, на котором, как заявил начальник управления продажи грузовой техники Сергей Захаревич, "в результате воздействия мирового финансового кризиса столкнулись с трудностями при продаже техники за рубеж" (поставки Минского автозавода в Россию составляют более 50% всех продаж компании - прим. автора).
Как прокомментировали ситуацию в пресс-службе АЗ "Урал", в рамках проводимой программы гибкого планирования производства и продаж в условиях финансового кризиса, с 29 октября по 10 ноября на предприятии приостанавливается производство продукции. "По инициативе администрации сотрудники завода за дни отпуска получат 2/3 заработной платы. Сокращение высококвалифицированного персонала на АЗ "Урал" не планируется. Проблема оптимизации численности решается за счет естественного оттока и прекращения приема на работу", - сообщили в пресс-центре. Напомним, что в октябре автомобильный завод "Урал" перешел с двусменного режима работы на односменный, но вместе с тем, как заявил председатель правления "Группы ГАЗ" Сергей Занозин в интервью газете "КоммерсантЪ", увеличил темпа сборки грузовиков в 1,5 раза. Кризис адекватно отразится не только на тех миасских компаниях, которые занимаются реализацией автомобилей "Урал" и запасных частей к ним.
Интересно, что проблемы российского автопрома, глубоко интегрированного в общую мировую экономику, ничем не отличаются от мировых. "Daimler" закрывает два завода по производству грузовиков "Mercedes Benz" в США и Канаде, "Caterpillar" уже распрощался со 170 рабочими, чешская "Tatra" снижает объемы производства. Компания "Volvo" увольняет 1 400 из 21 300 рабочих, занятых в подразделении "Volvo Trucks", производящем грузовики. Немецкий производитель "MAN" также заявил, что сокращает рабочих и производство грузовиков - не обозначив точных цифр.
Сопоставимая ситуация - в области мирового легкового автомобилестроения. "Opel" остановил на три недели работу предприятия в Эйзенахе, а в Великобритании и Испании его заводы вскоре перейдут на сокращенную рабочую неделю. Приостановил свою деятельность завод "BMW" в Лейпциге, где собираются автомобили первой и третьей серий. Шведский "SAAB" временно закрыл предприятие. Чешский автопроизводитель "Skoda Auto" планирует временно остановить работу трех заводов на пять дней. Концерн "Volvo Cars" объявил об увольнении 3,3 тысячи рабочих. "Mitsubishi" сокращает объемы производства на трех заводах в Японии начиная с ноября. Французский концерн "Peugeot-Citroen" остановил свой французский завод в Мюлузе на пять недель. "Ford" уволил 240 рабочих в немецком Саарлуи и грозит остановить завод в Кельне. У "Mercedes" рождественские каникулы продляться пять недель вместо обычных двух-трех, аналогично поступит со своим американским заводом "Hyindai". Завод "Nissan" в английском Сандерленде остановится на две недели, а потом до Рождества снизит выпуск.
Хронику можно продолжить. Очевидно одно: если сегодня представитель какой-либо автомобильной компании говорит о том, что у них все "в ажуре", то он либо лукавит, либо неадекватно оценивает ситуацию.
Ключевым для понимания вопроса является то, что схожие проблемы испытывают и поставщики автокомпонентов. В нынешних условиях компании вынуждены точно сопоставлять объемы производства и реализации продукции, не имея права собирать недоукомплектованную продукцию, "замораживая" тем самым и без того дефицитные оборотные средства. Как прокомментировали в пресс-службе АЗ "Урал", приостановка работы конвейера обусловлена "в том числе и неритмичными поставками комплектующих на главный конвейер предприятия со стороны поставщиков, подавляющее большинство из которых приостановили свою деятельность, либо сократили рабочую недели до трех-четырех дней".
Основными причинами, производители называют позицию, которую в условиях нестабильности заняли банки. На украинском "АвтоКрАЗе" отметили, что действия по оптимизации производственной программы связаны "с сокращением финансирования со стороны банковских систем". Данный тезис подтвердили и в пресс-службе АЗ "Урал". "Банковская система России пассивна, в результате чего у дилеров и основных потребителей автомобилей "Урал" отсутствуют реальные финансовые инструменты для закупки техники. Ряд банков ввели моратории на выдачу новых кредитов, директивно сокращают размеры кредитования. Лизинговые операции, на долю которых приходилось до 15% реализуемых заводом грузовиков, фактически заморожены", - отмечают в пресс-центре.
Эксперты предполагали, что в 2008 году объемы лизинговых операций вырастут еще на 40-50% по сравнению с предыдущим годом, а в перспективе они выйдут на ведущие роли при продаже грузовой и строительно-дорожной техники. Для примера: в компании "Volvo" более 85% продукции приобретается с использованием схем лизинга, около 10% - в кредит, и лишь 5% - за полную стоимость.
Здесь следует вернуться к тому, о чем мы говорили в самом начале. Основные потребители грузовой техники (газовики, нефтяники и строители) не только в добровольном порядке снизили инвестиционную активность, но и фактически в настоящий момент лишились финансовых инструментов для ее осуществления.
Что делать? Ответ напрашивается один - искать деньги, параллельно оптимизируя до разумных размеров собственные затраты. Не секрет, что в нынешней ситуации крупные финансово-промышленные группы, контролирующие автопром, обратились за поддержкой к государству. Так, "Группа ГАЗ" рассчитывает получить господдержку на 45 млрд. руб, из которых 10 млрд., по словам руководителя наблюдательного совета при совете директоров ОАО "ГАЗ" Николая Пугина, пойдут на пополнение оборотных средств предприятий нижегородской площадки. "КАМАЗ" также обращался к государству и рассчитывает получить от него поддержку в общей сложности до 1,02 млрд. долларов - например, через "Внешторгбанк".
Текущее положение дел, по оптимистичным прогнозам, сохранится до второй половины 2009 года, по пессимистичным оценкам - до конца 2010 года. И в нынешней ситуации производителям важно не опускать руки, а высвободившееся время использовать для формирования предпосылок для будущего прорыва. Потому что вслед за кризисом рано или поздно наступит подъем. И совершенно нельзя сбрасывать со счетов, что после катаклизмов потребители, вероятней всего, отдадут предпочтение хорошо знакомой продукции из низшего ценового диапазона.
Константин Турьянов, аналитик